Судостроительно-ремонтный завод в Рыбачье

Судостроительно-ремонтный завод в Рыбачье. Фото: 1983 год

Аннотация: Судостроительно-ремонтный завод в Рыбачье обслуживает судоходство на оз. Иссык-Куль ц производит ремонт судов и строительство несамоходных барж для Сибири и Дальнего Востока.

Информационная справка:Главный порт Иссык-Куля, важнейший узел шоссейных дорог республиканского и союзного значения, конечная станция железной дороги Луговая—Фрунзе—Токмак— Быстровка—Рыбачье. Область — единственный район Киргизии, располагающий водным транспортом. С 1920 по 1970 осуществлялись перевозки грузов и пассажиров. С 1970 Иссык-Куль стал всесоюзной здравницей, были прекращены пассажирские, с 1975 — перевозки нефти и нефтепродуктов. Курсируют теплоходы «Токтогул», «Москва», «Чайка», главные пристани — Пржевальск, Покровка, Чолпон-Ата.

Историческая справка: Рыбачье. Населенный пункт возник здесь в 1871 году, когда с установлением регулярного почтового сообщения между Пишпеком и Пржевальском на западном побережье озера была основана почтовая станция Кутемалды - две мазанки для отдыха проезжающих и юрта смотрителя, которые расположились близ одноименного ручья, вытекающего из обширного болота.

Через несколько лет рядом со станцией появился конный завод, а вместе с ним - поселок Ново-Дмитриевский. С момента своего возникновения поселок был настолько мал, что его рост связывался с именем того или иного местного жителя - то владельца конного завода С.Дмитриева, то поселившегося здесь в середине 1880-х отставного солдата, рыбака М. Бачина, организовавшего через десяток лет рыболовецкую артель.



В 1907 году в поселке проживало около десяти семей - он именовался Бачино, а через некоторое время за ним укрепилось его нынешнее название. Кроме обслуживания почтового тракта и рыболовства в самом конце прошлого века жители Рыбачьего приобрели еще профессии плотников и грузчиков, что было связано с организацией лесозаготовок на южном побережье озера и транспортировкой леса через Рыбачье. В эти годы в поселке появились первые деревянные дома, заменившие убогие жилища из глины и дерна.

... Застройка поселка до конца 1930-х годов велась произвольно, и только в 1939 - 1940 гг была составлена первая схема его генерального плана (арх. В. Змиевский), по которой были проложены основные улицы и разбиты кварталы. В основу планировки легла прямоугольная сетка улиц. В это время в поселке проживало около 5.5 тыс. человек.

... В 1954 Рыбачье получило статус города. Но и в новом качестве он внешне напоминал поселок с преимущественно одноэтажной, почти лишенной озеленения жилой застройкой, среди которой возвышались элеватор, мясокомбинат о другие производственные здания.Надо отметить, что "внешне" за прошедшие 55 лет почти ничего не изменилось... Правда, выше трассы, к горам, выросли многоэтажные микрорайоны.

Город расположен на высоте более 1000 метров над у.м. в местности с довольно суровыми природными условиями: малым количеством осадков и постоянно дующими ветрами, достигающими нередко ураганной силы..."

Писарской Е.Г., Курбатов В.В. Архитектура Советской Киргизии, 1986