Киргизская юрта. Боз уй

Юрта – это уникальная архитектура, которая поражает своей простотой. В древние времена в китайской живописи существовало понятие изысканной простоты, мы знаем поговорку – все гениальное просто. Юрта это традиция, которая в своём развитии пришла к именно такой изысканной простоте.

И поныне жива традиция постройки кочевого дома. Дерево – Тал, которое мы знаем как иву – превращается в рейки и брусья. Рейки изгибаются, соединяются кожаной клёпкой крест – на – крест и получается кереге – складные стены юрты. Изгиб усиливает ребро жёсткости, а клёпки (из сыромятной кожи) позволяют растягивать и складывать стены. У казахов, количеством кереге, или как их ещё называют канат - крылья, принято определять размер юрты. Так и говорят обычно трёх, четырёх, пяти или самая большая двенадцати крылая юрта. Круг кереге смыкается дверной рамой – босого. Босого состоит из четырёх отдельных частей: двух боковых, одной притолочной и порога. Четыре балки, благодаря пазам, собираются в раму перед установкой юрты. На раму подвешивается двустворчатая дверь – эшик.

Из брусьев изгибаются ууки – структурный элемент создающий купол юрты. Именно их количеством принято измерять размер юрты у киргизов. Обычно говорят, что юрта на шестьдесят, или скажем сто ууков. И самый главный, центральный элемент – шанырак, или по-другому - тундук, круг на вершине юрты. Символ родины и очага, который украшает флаги двух стран.Вот и готов ажурный каркас юрты, состоящий из тундука (шанырака), ууков, кереге и эшика.

Кусты чия – исходный материал для травяной циновки. Чий – это циновка, которой покрывают кереге – стены юрты. На первый взгляд кажется, что эта циновка не несёт особой функциональной нагрузки, тем более что в монгольской юрте её вообще не используют и только лишь иногда ставят снаружи. В жару она может служить летней стенкой, для чего подгибают войлок, и сквозь чий сквозит ветерок, приносящий приятную прохладу. Но можно предложить и другую версию происхождения чия. Может быть неслучайно, что растение чий, из которого делается циновка, в Индии считается священным. Из него делают подстилки для садханы, пуджи, молитвы. Из всего многообразия возможного, только четыре подстилки индийская традиция называет способными притягивать позитивную вибрацию и это одна из них.



Многовековая традиция определяет также процесс превращения овечьей шерсти в войлок, кошму, или как его ещё называют – кииз. Из войлока выкраиваются боковые покрытия юрты – туурдук, и кошмы покрывающие купол юрты – узук. Тёплые, шерстяные стены и крыша кочевого дома. Пол юрты выстилается или войлоком, раскрашенным цветным традиционным орнаментом – ала-кииз, что переводится как пёстрый войлок, или сшитым из кусков войлока разного цвета – ширдак.

Кошма, которую традиционно используют для покрытия юрты, бывает разного цвета, это зависит от вида животных, которых разводят в данном регионе. В Тибете это чаще яки, поэтому традиционно юрты покрыты черной кошмой, у тюркских народов это бараны, поэтому кошма серая и белая, но может быть и чёрная. Реже кошму делают из верблюжьей шерсти.

Войлок является экологически чистым сырьем, удерживает прохладу в жаркий день, и тепло в прохладную ночь. Если в юрте топить, то в ней, как в валенке, очень тепло. В древности в середине юрты находился очаг, и тяга поднималась вверх к тундуку, за счет тяги и округлой формы юрты. Сегодня кочевые народы используют печи, где труба выводится наверх. Кошма защищает от ветра и непогоды, хотя и не абсолютно. Даже хорошая юрта выдерживает 3 дня проливного дождя, далее начинает течь.