Национальная киргизская мужская одежда

Мужчина в национальной одежде- чапане. Фото: 1930 год

Историческая справка: Основными принадлежностями мужской нательной одежды у киргизов были рубаха и шаровары (койнек, шым). Распашную рубаху - жегде - шили обычно из белой бязи или маты. Покрой ее туникообразный, к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы - кештек.

Жегде мужчины начинали носить с шести-семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывали и носили поверх шаровар.

С начала XX века у киргизов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака). Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда - халат. Без нее раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.

Ак-калпак. Войлочный колпак светлых тонов, вышитый узорами в контрастных тонах, - старинный киргизский головной убор конусообразной формы, который шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая от солнца. Ак-калпак - универсальный мужской головной убор, который защищает от зноя летом и от ветров с морозами - зимой. Несмотря на общепринятый фасон, этот вид убора все же разнообразен в покрое. У знатных людей ак-калпак был с высокой тульей, поля подшивали черным бархатом. Более скромного достатка киргизы свои колпаки оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной тканью. В XIX веке производство ак-калпака было чисто женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления одного такого колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягненка, руном также расплачивались за работу. В династийной хронике «Тан-Шу» в повествованиях о древних кыргызах отмечено: «Их предводитель зимою носит соболью шапку, а летом - шапку с золотым ободочком, коническим верхом и загнутым низом. Остальные носят белые войлочные шляпы».

Тебетей - распространенный зимний головной убор, непременная часть мужского костюма кыргызов, имеющий четырехклинную тулью. Шьют его, как правило, из бархата или сукна, края отделывают дорогим мехом - куницы, песца, соболя, лисы. Кызыл тебетей - красный тебетей надевали на голову человека при возведении на ханство. В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его визитной карточкой был предъявленный гонцом тебетей этого важного человека.



Кементай - широкий войлочный халат, который защищал от холода и дождя. В прошлом это была одежда скотоводов, а богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. Разница состояла в более ярких тонах, отделке и аксессуарах.

Чапан - мужская и женская одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты - белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды: найгут чапан - широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом. Каптама чапан - покрой свободный, рукава обшивные с округлой проймой, подол и рукава обшиваются шнуром.

У всех киргизов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой. В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба - ичик. Исходя из материальных возможностей, ее шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у киргизов праздничной одеждой, его надевали редко. Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки - белбоо. В южных районах для этой цели использовали платки. У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебряными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающие древнетюркские наборные пояса.

К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков. Она является разновидностью тюбетейки - аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где, как и в других районах Кыргызстана, чалму называют селде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул,дака.

Источник. «Киргизы и их этногенетическое и историко-культурные связи». Автор:.С.А. Абрамзон. Издательство «Кыргызстан». Г. Фрунзе. 1990 год