Мусульманство. Мечеть города Ош

Мечеть города Ош. Фото 1899г

Информационная справка: Тысячелетиями Ош на стыке оседло-земледельческого оазиса и кочевого мира был пунктом, запиравшим высокогорные тропы среднеазиатского региона. Легенды об Оше свидетельствуют о его древнем происхождении и "святости". Об основании города существует несколько разноречивых преданий. По одному из них, город основан Александром Македонским, по другому, Сулейманом (Соломоном), а третья легенда приписывает основание Оша даже Адаму. Наиболее часто упоминаемая легенда связана с библейским Соломоном: "Он вел свое войско, а впереди гнал ару волов с плугом. Когда волы дошли до знаменитой горы, он сказал "Хош"("Довольно"). Так будто бы и произошло название древнего города.

Мы знаем, что упомянутая гора в средние века называлась Баро-Кух, то есть, "Прекрасная Гора". С очередной волной мусульманизации края, видимо, в XVI-XVII вв., у нее появилось новое имя - Сулейман-тоо. По мусульманскому преданию, Сулейман, пролетая мимо этих мест, устал и прилег отдохнуть и будто бы затем здесь молился и своими руками построил мечеть, заводя глину на верблюжьем молоке, поскольку воды здесь в те времена не было.
Популярность горы была настолько велика, что город Ош иногда называли Тахт-и Сулейман. Согласно мусульманскому сказанию о городе Оше "...в мечеть, находящийся на горе Баро-Кух, ступали ноги 366 пророков и посланников Божьих.

В середине XIX в. Чокан Валиханов упоминал: "Мы сами читали книгу о святых местах в окрестностях Оша. Из нее видно, что Магомет знал о существовании того города и заповедовал всякому правоверному хотя бы раз посетить ошские святилища... Шейхи ошские также многочисленны. На поклонение в эти места приезжают ежегодно пилигримы с семействами из Коканда, Маргелана, Андижана и других городов Ферганской долины". Наибольшей популярностью среди других мазаров и мечетей пользовался Мазар Сулеймана. Среди некоторых мусульман живы представления об Оше как о второй "Мекке" в Центральной Азии.



Другая достопримечательность горы - памятник архитектуры, однополярная мечеть Тахти-Сулейман - уникальная по своему месторасположению, т. к. она была построена на восточной вершине горы Сулейман-Тоо, на высоте почти 150 метров. В последние десятилетия это сооружение связывалось с именем Мухаммада Захириддина Бабура, потомком Тимура (Тамерлана) и называлось домиком Бабура.
У подножия горы расположены самые именитые мечети города (мавзолей Асаф-ибн-Бурхия (XI-XVII вв.), мечеть Рават-Абдуллахан (XVII-XVIII вв.), мечеть Мухаммед Юсуф Байходжи-Оглы (1909 г.). Мавзолей Асаф ибн Бухрия - памятник архитектуры XVIII - XIX вв., расположенный у подножья восточного склона Сулейман-Тоо. Согласно народным преданиям мавзолей назван по имени мифического сподвижника царя Сулеймана (Соломона) Асафа ибн Бухрия, завещавшего похоронить его после смерти у подножья этой горы что, по словам предания, и было исполнено. А над могилой его было воздвигнуто архитектурное сооружение, которое за свою многовековую историю неоднократно разрушалось и возводилось вновь новым поколениями.

Наиболее значительные из культовых сооружений города (Медресе Алымбека Параванчи датка, медресе Мухамедбой Тюрка Халь Муратбаева) представляют собой великолепные образцы ферганской архитектурно-строительной школы.

Источник: ЦГА КФФД КР