Аттестат о среднем образовании

Типичным дооктябрьским училищем у киргизов были конфессиональные школы — мектебы, где муллы обучали детей мусульманскому вероучению. По данным канцелярии Туркестанского генерал-губернатора к 1909 в Пишпекском уезде насчитывалось 14 мектебов, в Пржевальском уезде — 11, а на Юге Киргизии, где особенно сильно сказывалось влияние мусульманского духовенства, было 169 мектебов. Учащиеся мектеба, сидя на земляном полу в сыром помещении, ритмически покачиваясь, с голоса учителя хором читали непонятные арабские слова из «Корана», «Хафтияка», «Чарки-таба», «Суфи-Аллаяра» и др. религиозных книг. Содержание этих книг, написанных на арабском и персидском языках, нередко не понимали сами учителя-муллы. Мектебы были источниками распространения религиозного фанатизма и невежества. Не случайно при наличии 256 конфессиональных школ-мектебов Киргизия оставалась страной сплошной неграмотности. Во 2-й половине 19 в. внутри религиозной идеологии ислама возникло религиозно-реформаторское течение. В процессе борьбы образовались 2 лагеря: кадимистов и джадидистов. Сторонники кадимизма защищали старометодную схоласти-ческую школу — мектеб («уусули кадим») с её старым содержанием и методами обучения. Джадидисты же, будучи представителями зарождающейся мусульманской буржуазии, стремились приспособить старую школьную систему к задачам своего класса. Они были сторонниками так называемых новометодных школ («уусули джадид»), требовали заменить буквослагательный метод обучения звуковым методом и, не меняя религиозного содержания обучения, включить в учебные планы некоторые светские дисциплины. Задача новометодных школ сводилась в значительной мере к тому, чтобы использовать светские науки в помощь богословию и подготовить мусульманских миссионеров для укрепления ислама. Под влиянием джадидистов в Киргизии были организованы 4 новометодные школы: «мадрасаи-иштидат» в Пишпеке, «мадрасаи-икбалия» в Токмаке, «мадрасаи-шабдания» в Чон-Кемине (Тар-Суу) и школа им. Гаспринского в Пржевальске. В новометодных школах из 25 педагогич. часов недельной нагрузки 20 было отведено на изучение «Корана» (священной истории мусульман) и др. книг, тесно связанных с религией, и только 5 часов — на изучение арифметики, географии и др. общеобразовательных предметов.

Источником семейного воспитания у киргизов служили памятники народной педагогики. Самобытная культура и памятники народной педагогики кирг. народа издавна привлекали внимание прогрессивных учёных России, в частности, Ч. Ч. Валиханова, В. В. Радлова, Ф. В. Пояркова и др. Известный этнограф А. А. Диваев (1856—1932) собирал памятники народного творчества киргизов. Впоследствии А. А. Днваев классифицирует огромный этнографич. материал из жизни киргизов Семиреченской и Сырдарышской областей, публикует специальные работы «Киргизы и каракиргизы» (пословицы и поговорки), «Легенда о происхождении каракиргизов», «Игры киргизских детей» и др. произведения. Народные сказки, поговорки и пословицы играли важную роль в выработке определённых норм поведения, черт, свойственных трудовому народу, в воспитании у детей чувства правдивости, честности, трудолюбия, уважения к старшим. Другим источником народной мудрости в воспитании было творчество акынов и сказителей. Особое место занимали акыны-демократы Токтогул Сатылганов (1864—1933) и Тоголок Молдо (Б. Абдрахманов, 1860—1942), педагогические идеи к-рых явились важнейшим источником нравственного воспитания молодого поколения.

После добровольного вхождения Киргизии в состав России, с приходом русского населения, появились светские школы и др. учебные учреждения. На терр. Киргизии первая русская начальная школа была организована в 1874 в Караколе, в 1875 при этой школе организуется ученическая квартира для кирг. детей. В 1876 начальная школа (двухклассное училище) открывается в Оше. Затем в 1879 двухклассные училища появляются в Пишпеке, в 1880 — в Токмаке и Беловодском. В середине 80-х гг. возникла сеть церковно-приходских школ. Их было на терр. Киргизии 23, преимущественно в Пишпекском и Пржевальском уездах, с числом учащихся ок. 1 500 чел. Примерно в тот же период в России начинают возникать русско-туземные школы. К 1914 на терр. современной Киргизии функционировали Таласская, Пишпекская, Токмакская первая и вторая, Александровская, Сокулукская, Тынаевская, Пржевальская первая и вторая, Нарынская, Атбашинская, Сазоновская, Покровская, Кетментёбинская и Ошская. Не все школы предназначались для кирг. населения. Из 15 русско-туземных школ 10 было киргизских, 3 — дунганских и 2 — татарских; 7 из них имели интернаты. В этих школах обучались только мальчики — ок. 300 чел. В 1914 были открыты специальные женские русско-туземные школы в Токмаке и Пржевальске, где обучались 42 ученицы. Русско-туземные школы имели в известной мере прогрессивное значение: они знакомили кирг. молодёжь с русским языком, а через него — с русской культурой. В общем в Киргизии на 800 тыс. населения в 1914 было всего 107 русских школ разных типов с общим числом учащихся 7 041 чел.; киргизов во всех этих учебных заведениях было всего лишь 574.



Великая Октябрьская социалистич. революция раскрыла широкие возможности для расцвета духовных сил кирг. народа, она явилась исходным пунктом развития новой социалистич. культуры и просвещения в Киргизии. Одним из первых актов революционного законодательства Советской власти были декреты по вопросам народного образования. В. И. Ленин 9 нояб. 1917 подписал декрет об учреждении Гос. комиссии по просвещению.

Правительство Туркестанской республики 14 мая 1918 провозгласило: «Во исполнение воли 5 Краевого съезда Советов приступлено к немедленной организации единой и общеобразовательной школы. Единственным условием для поступления в любой класс школы Туркестанской Советской Республики является только желание учиться». 17 авг. 1918 СНК Туркестанской республики внёс на утверждение ЦИК республики «Положение об организации народного образования в Туркестанском крае». Трудящиеся Киргизии, лишённые образования при царизме, жадно потянулись к знаниям. Началось массовое движение за организацию советских школ. К 1923 в Киргизии уже было 327 школ (из них киргизских — 251), более 20 тыс. учащихся.

В Киргизии создавались специальные женские школы, где проводились занятия по рукоделию, ковроткацкому и портняжному делу. Развитию женского образования способствовало устранение таких обычаев, как ношение паранджи, уплата калыма (выкупа) за невесту и др. Туркестанский ЦИК своим решением от 27 янв. 1923 установил ряд преимуществ для девочек, обучавшихся в первых советских школах. В 1926 при ЦИК организуется специальная комиссия по улучшению труда и быта женщин, при Наркомпросе был создан штат инспекторов по вопросам женского образования. В связи с кочевым и полукочевым укладом жизни населения создавались кочевые, так называемые передвижные школы, классы и школы-филиалы, предназначенные для обучения и обслуживания детей киргизских животноводов.

Новая советская школа требовала нового учителя. В начале 1919 более 300 учителей кирг. школ проходили подготовку и переподготовку на учительских курсах в Верном. В середине 1919 появляются первые педагогия, курсы и на терр. самой Киргизии, в частности, в Пишпеке были организованы первые шестимесячные учительские курсы, к-рые окончили 95 человек. Такие же курсы в Токмаке окончили 60 чел., из них 10 женщин. Это были первые учительницы-киргизки. За несколько лет Советской власти через различные курсы были подготовлены и переподготовлены свыше 670 учителей, из них половина киргизов. Лучшими учителями первых советских школ в Киргизии были Э. Сутичеров, Б. Шадыканов, А. Аралбаев, А. Н. Ливерко, М. Джаныбаев, К. Карымбаев, М. С. Буйко, 3. Кыдырбаев, У. Акмадуллин, А. Рыскельдиев, Д. Шамгунов и др.

В конце 1924 был образован Академический центр, на базе которого была создана Каракиргизская научная комисия. Эти организации многое сделали в области разработки алфавита на основе нац. языка, развития литературных норм, разработки терминологии по общественно-политич., юридическим и др. отраслям. После национально-государственного размежевания Ср. Азии довольно быстро росла школьная сеть Киргизии. В 1929/30 уч. г. в городах республики функционировало 77 школ, в аильно-сельской местности — 523. Школа проникла в самые отдалённые уголки республики. В результате упорной борьбы за женское образование процент девочек-учениц к общему числу учащихся данной национальности в 1927/28 уч. г. достиг: киргизок -18,5%, уйгурок — 18%, узбечек — 16,2%. 25 окт. 1925 в Пишпеке было открыто учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический. Здесь получили основы образования композитор А. Малдыбаев, поэт Дж. Боконбаев, драматург К. Джантошев, художник Г. Айтиев и многие руководящие партийные и созетские работники республики. В начале 1927/28 уч. г. во Фрунзе был открыт педагогический рабфак, где обучались 60 чел.; в 1929/30 уч. г. на рабфаке учились 162 чел., из них 103 киргиза. С 1926 начал функционировать Ошско-Джалалабадский педтехникум. Кроме того, в 1925 через курсовые мероприятия были подготовлены 276 учителей для киргизских и 96 — для русских школ. В 1928 в Киргизии уже было 1 273 учителя, из них 553 киргиза.