Волшебные мелодии экрана

75 лет назад, в 1939 году, во Фрунзе начал работу корпункт Центральноазиатского (Ташкентского) отделения "Союзкинохроники", что стало точкой отсчета “кыргызского киночуда". За короткий срок наш кинематограф стал выдающимся явлением мирового киноискусства. Через два десятилетия, в 1959 году, на экраны вышли первый фильм-портрет великого народного акына "Токтогул", 150-летие которого отмечает сегодня весь тюркский мир, и уникальный фильм-балет "Чолпон — утренняя звезда", который знаменовал собой расцвет современного искусства Кыргызстана.


Этот взлет предопределен всем опытом национальной художественной традиции, и с самых первых шагов отечественного кинематографа неизменной его спутницей была музыка.

Однако мы так привыкли к музыке на экране, что не всегда отдаем себе отчет, зачем она нужна. И является ли композитор полноправным автором фильма наряду с другими его создателями? Ответом на эти вопросы может стать только тот фильм, который действительно "задевает" зрителя благодаря системе органично спаянных в одно целое элементов — драматургии, режиссуры, актерской игры, операторских находок и, конечно, музыки. После встречи с фильмом зрители уносят с собой его песню, такую, например, как шедевр бардовского жанра "Кино, кино…" Эрнеста Абдыжапарова.

Юность

История киномузыки началась еще в эпоху “великого немого”. Но фильмы без звука, даже снятые Чаплином и Эйзенштейном — "это серое движение теней, безмолвных и бесшумных", писал М. Горький. Поэтому кадры обычно сопровождались игрой пианиста-импровизатора. С появлением звука в кино перед композиторами открылись не только новые возможности, но и трудности творческого порядка. Постепенно складывались законы музыкальной драматургии, рождались знаменитые мелодии.

Свой вклад в развитие диалога музыки и кино за его более чем 70-летнюю историю внесли ведущие композиторы Кыргызстана и многих других стран.

Этапное значение имела снятая совместно с "Мосфильмом" первая полнометражная игровая кинокартина "Салтанат" режиссера В. Пронина с музыкой маститого А. Хачатуряна (1955). В рамках строго отмеренных кадров великому композитору, автору балетов и симфоний, музыки к фильмам "Отелло", "Секретная миссия", "Адмирал Ушаков" приходилось разумно ограничивать свой творческий темперамент, поэтому он оставил для молодых авторов несколько полезных практических советов.

Арам Хачатурян: "В кино мы обязаны выразить самые сложные мысли и чувства в строго определенный секундомером и большей частью довольно жесткий срок".

Фильм "Трудная переправа" М. Убукеева выдержан в суровой тональности античной трагедии. Эта стилистика компенсируется музыкой В. Кончакова большой эмоциональной силы, таким образом, музыкальной фонограмме отводится далеко не прикладная роль. В картине Т. Океева "Небо нашего детства" — фильме-раздумье о необратимости вторжения нового в традиции предков — величественная и суровая тема гор характеризует и старшее поколение. Слушая музыку Таштана Эрматова, вспоминаешь симфонизм Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, К. Караева в советском кино. Старый беркут, которому Бакай, покидая жайлоо, дарит свободу, с трудом летит вслед за хозяином… Эта пронзительная музыка повторена и в эпизоде прощания Бакая с сыном, который направляется в город, ее продолжает тема печального кошока "Карагул ботом" в варианте акына Ашыралы Айталиева.

Таштан Эрматов: "Для меня при создании киномузыки изображение играет ведущую роль. Возникает нечто вроде соревнования…"

В фильме "Поклонись огню" Т. Океева жизнерадостной мелодии Уркуи противостоит гротескная тема ее классовых врагов. Однако гениальная игра Таттыбюбю Турсунбаевой, Сабиры Кумушалиевой, Муратбека Рыскулова и музыка Таштана Эрматова переосмысляют драму о противостоянии не людей, не социальных систем, а целых эпох. Поэтому в трагической финальной сцене тема Уркуи звучит как послание в будущее.

Толомуш Океев: "В идеале фильм должен захватывать зрителя, атакуя его с самых разных флангов и самыми разнообразными средствами. Уже с зарождения замысла у меня, как правило, возникают музыкальные ассоциации. И когда снимаешь, это ощущение не проходит, а обостряется".

В камерной драме "Зеница ока" Г. Базарова Калый Молдобасанов подарил Эркину, замечательно сыгранному Болотом Бейшеналиевым, волшебную мелодию, которая позже легла в основу фантазии-импровизации "Раздумье" для фортепиано и "Легенды" для симфонического оркестра. Таким образом, некоторые страницы творчества выдающегося композитора и дирижера обязаны своим рождением именно кинематографу.


Зрелость

В 1978 году по инициативе Союза кинематографистов Кыргызстана состоялась дискуссия на тему "Музыка и кино". Эта область творчества пополнилась новыми жанрами — телевизионным и мультипликационным, на "Кыргызфильме" учреждена должность музыкального редактора, в кино пришло новое поколение композиторов — Эсенгул Жумабаев, Жылдыз Малдыбаева… Документалисты создали большую серию творческих портретов, среди них великий манасчы С. Каралаев, акын Э. Турсуналиев, композиторы А. Малдыбаев, К. Молдобасанов и Н. Давлесов, дирижер А. Джумахматов, солисты театра оперы и балета Б. Бейшеналиева, Б. Минжилкиев, Ч. Базарбаев, К. Сартбаева, А. Токомбаева, Д. Жалгасынова и др.

Тем временем в остросюжетных фильмах "Волчья яма" Б. Шамшиева и "Провинциальный роман" М. Убукеева музыка В. Лебедева и А. Журбина, известных по таким фильмам, как "Шерлок Холмс" и "Гардемарины", включается в детективную фабулу, ведет зрителя по "лабиринту" сюжета.

Беспрецедентный для кыргызского кино двухсерийный блокбастер "Потомок Белого барса" снят Т. Океевым по мотивам эпоса "Кожожаш". Перед композитором-дебютантом Муратбеком Бегалиевым, приглашенным на фильм маститым режиссером, стояла задача передать сложный строй эпического повествования, образы множества действующих лиц. Ему удалось создать цельное музыкальное полотно и в то же время сохранить динамизм, свойственный современному прочтению эпоса.

Не претендуя на историческую конкретность, "Миражи любви" Т. Океева воссоздают дух восточного Ренессанса через судьбы безымянных художников, зодчих и музыкантов. Постановочному размаху отвечает щедрое обилие музыки — для фильма написано 46 номеров. Узбекский композитор Р. Вильданов много лет успешно сотрудничал с кыргызским кино, "Миражи любви" — его крупнейшая и, как оказалось, последняя работа на "Кыргызфильме".


Наследие

Важное место в нашем кино занимает традиционное наследие кыргызского народа — песни, кїї, акынские жанры, великий эпос. Строки героического "Манаса" впервые прозвучали в документальной картине "На высокой земле" режиссера Марианны Варейкис в 1941 году. Авторы фильма "Манасчы" о сказителе Саякбае Каралаеве сценарист К. Омуркулов, режиссер Б. Шамшиев создали фильм-размышление о значении эпической культуры, и подчеркнуть этот ракурс помогла музыка М. Марутаева.

В одном из эпизодов "Материнского поля" режиссера Г. Базарова Толгонай берет в руки темир-комуз:

"Это сразу делает ее какой-то очень понятной своему зрителю, — рассказывала народная артистка СССР Б. Кыдыкеева. — И к тому же здесь та естественность, к которой я все время стремилась и которую искала".

Непревзойденному С. Чокморову удалось соединить в своих ролях документальность, романтику и эпос, пожалуй, в этом и заключается секрет “кыргызского чуда", одним из творцов которого является Болот Шамшиев, режиссер фильма "Алые маки Иссык-Куля". Образ пограничника открывается для зрителя иной гранью, когда Карабалта — Чокморов поет "Темир тас" казахского акына Биржан-сала.



…По последней воле усопшего к нему пригласили кошокчу. Но, узнав в нем виновника несчастий, обрушившихся на нее в сталинские годы, плакальщица впервые не находит слов… Призвание героини фильма "Кошокчу" режиссера А. Суюндукова — нести людям свой редкий дар. Актрисы Ш. Касмалиева (героиня в юности) и М. Далбаева (в зрелости) талантливо сыграли судьбу целого поколения.

Мелодии в исполнении мастера-мультиинструменталиста Нурланбека Нышанова несут в "Бешкемпире" Актана А. Кубата необычную смысловую нагрузку: "Я не снимал, а словно вспоминал свой фильм", — сказал режиссер автору этих строк. Так из генетической памяти прорастают музыкальные символы кочевья.

Айтматов

В начале 60-х годов кыргызское кино обратилось к творчеству Ч. Айтматова, однако не всегда поискам экранного эквивалента его прозы сопутствовала удача. Так, фильм "Перевал" А. Сахарова, снятый в 1961 году, стал лишь серией иллюстраций к сюжетным коллизиям повести "Тополек мой в красной косынке", в которых утрачена пронзительная лирическая интонация. Музыка Ю. Левитина тоже осталась "на поверхности", хотя и обильно снабжает видеоряд.

В повести Ч. Айтматова "Верблюжий глаз" немало "звучащих" строк, отражающих психологию героев: "Встречный ветер нес с собой звенящее звучание степного простора и весенней чистоты". Поэтому в фильме "Зной" Л. Шепитько детально продумана звуковая палитра Романа Леденева. Фильм "Красное яблоко" поставлен Т. Океевым по одноименному рассказу Ч. Айтматова также в манере психологической новеллы, наряду с музыкой Шандора Каллоша в него включены образцы классического искусства.

К работе над картиной "Белый пароход" режиссером Б. Шамшиевым был приглашен Альфред Шнитке. Киномузыка этого выдающегося композитора обладает эффектом первозданности: персонажи фильма помещены в "оправу" живой, одушевленной природы, и музыка включена в мир реальных звуков, кроме того, она предвещает события на экране, комментирует их или наполняет новым содержанием. С первых титров она помогает ощутить философскую глубину картины. Тема Мальчика (Нургазы Сыдыгалиев), близкая поначалу жанру арман, многолика в своем развитии — от трепетной пасторали до поп-стиля, лирического гимна и в финале — реквиема по маленькому герою.

Художественно-публицистический фильм "Айланпа — Мир на кругах своих" В. Виленского и К. Орозалиева — свободно-ассоциативное повествование, в которое вплетены факты биографии великого писателя. Отражая его поистине огромный музыкальный мир, здесь звучит музыка разных эпох — от Баха до Шостаковича. В "Восхождении на Фудзияму" Б. Шамшиев также раздвигает заданные пьесой Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова камерные рамки. Автор музыки к "Восхождению…" — белорусский композитор Олег Янченко — расширяет объем экранного кадра до внушительных масштабов, когда сдвигаются тектонические глыбы пространства и времени на рубеже столетий.

Легенда о Раймалы-ага и Бегимай из романа Ч. Айтматова "И дольше века длится день…" словно создана для музыкального киножанра. Фильм Дооронбека Садырбаева "Махабат дастаны" звучит как песнь о любви. Героям, которых играли А. Эшимбекова и Т. Абдиев, известным автором и исполнителем Тугелбаем Казаковым подарены прекрасные напевы.

Режиссер Бакыт Карагулов нередко сотрудничает с известным композитором М. Бегалиевым. Его "Буранный полустанок" насыщен глубокими символами: пустые бешики-колыбельки посреди песков Арала; тюндюк, который несет, будто крест, Абуталип… Им отвечает пронзительная по драматичности музыка, прежде всего это возвышенный хорал. К слову, в новелле "Шестеро и седьмой" и эпизоде в музее из романа "Плаха" Айтматов обращается к той же высокой очищающей силе хорового пения. Муратбек Бегалиев написал музыку к более чем двадцати игровым и мультипликационным фильмам, отмеченным на многих международных фестивалях.

Гармония

Фильмов комедийного жанра в копилке нашего кино, к сожалению, пока мало. Прежде всего это "Легенда о ледяном сердце" с музыкой Ю. Левитина. Первенец А. Сахарова и Э. Шенгелая занимает достойное место как в фильмографии известных режиссеров, так и в киноискусстве Кыргызстана. Интересно, что "Моя ошибка" — один из первых фильмов в творческой биографии Александра Зацепина, впоследствии автора музыки к фильмам "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев" и др.

По словам продюсера, режиссера и сценариста Садыка Шер-Нияза, идея "Первого кадра" родилась в процессе съемок другого фильма, когда в течение целого дня в силу обстоятельств группе удалось отснять лишь один кадр. Приключения незадачливых киношников сначала кажутся шуткой, затем гротеском и, наконец, выходят к катарсису благодаря песне "Кино, кино…". Дебют удостоен приза международного фестиваля "Новое кино — XXI век" в Новгороде за лучший комедийный сценарий и диплома Иссык-Кульского кинофестиваля стран ШОС за музыку, написанную Э. Абдыжапаровым, в копилке которого, кстати, более 30 песен! Неудивительно, что один из своих фильмов он посвятил будущим музыкантам — студентам консерватории. "До+Фа" тепло принят молодыми зрителями, они узнают на экране своих кумиров: в фильме снялись звезды эстрады Гульнара Тойгонбаева, Бактыгул Бадыева, Мирбек Атабеков и др. Социальная разница между юными героями могла бы стать непреодолимой преградой, если бы не друзья и… музыка, которая помогает им обрести свою любовь.

Иной метод у Актана Арым Кубата: музыка в фильме "Где твой дом, улитка?", написанная композитором и пианистом А. Юртаевым, хрупкая и нежная, как чувство первой любви юных героев картины. В фильме "Селкинчек" режиссер попытался уйти от музыкального сопровождения.

Актан Арым Кубат: "Я склонен к тому, чтобы звукооператор записал массу шумов и дирижировал ими как музыкой".

В одной статье невозможно, конечно, охватить всю "симфонию" кыргызского кинематографа, но она должна стать, мы уверены, предметом серьезного исследования.

И напоследок: композитор Бакыт Алишеров приоткрыл нам тайну темы Курманджан датки из нового исторического фильма режиссера С. Шер-Нияза, над которым в настоящее время завершается большая и ответственная работа. Задумчивая и экспрессивная, порученная виолончели и кыл кыяку, эта тема свяжет своей суровой нитью этапы экранной жизни Алайской царицы.

Бакыт Алишеров: "Мировая киномузыка не стоит на месте, появляются новые тенденции: несмотря на высокие технологии, усиливается роль оркестра, традиционных инструментов и народного пения. У нас, кроме этого, есть богатая национальная культурная почва, неповторимый природный и музыкальный колорит, есть своя гармония…".

Доверяя музыке как древнейшему языку общения, режиссеры во многом доверяют и таланту музыкантов, композиторов, которые выбирают путь сохранения и развития лучших традиций национального и мирового киноискусства, признающего за музыкой способность обогащать фильм и нести с экрана общественно значимую мысль.


Текст: Екатерина ЛУЗАНОВА, кандидат искусствоведения, профессор.