Установление Советской власти в Кыргызстане
Установление Советской власти в Кыргызстане.
Национально-освободительное движение. Февральская революция 1917, несмотря на свержение царя, не смогла установить по всей России новую, устойчивую общественно-политическую формацию. Временное правительство не сумело провести в жизнь свою реформаторскую программу. В Туркестанском регионе Российской империи прежняя колониальная политика сохранилась без изменений. Кыргызский, казахский и узбекский народы не добились подлинной независимости. Прежние же высокопоставленные чиновники, проводившие царскую колониальную политику, оставались у власти на местах. Кыргызам, бежавшим в 1916 в Китай, не была объявлена амнистия. Беженцы-кыргызы, возвращавшиеся на свою землю, убивались с особой жестокостью русскими кулаками.
Начиная с марта 1917, в Кыргызстане организовывались советы рабочих депутатов, руководители и члены к-рых состояли почти сплошь из представителей русской и европейской национальностей, а местное население было отдалено от деятельности советов. Это означало, что Февральская революция для кыргызской нации была всего лишь эхом навязываемой ей из внутренних регионов Российской империи крупной политической борьбы. Кыргызский народ, переживший геноцид 1916, поражение своей нац.-освободительной борьбы, в новую революцию втянулся не по собственной воле, а из-за того, что оказался в орбите интересов власти.
Революция, совершенная в Петрограде большевистской партией 25 октября (7 ноября) 1917, привела к установлению диктатуры пролетариата. Всероссийский 2 съезд Советов, прошедший в тот день, объявил о переходе власти к Советам и избрал Совет народных комиссаров. На съезде были приняты декреты «О земле» и «О мире», большевики огласили своё обещание предоставить «всем нациям, живущим в России, истинное право на национальное самоопределение».
1 ноября 1917 в столице Туркестанского края Ташкенте объявляется об установлении Советской власти. 15—22 ноября в Ташкенте прошёл 3 региональный съезд Туркестанских советов, на к-ром был организован Совет народных комиссаров. На съезде была принята резолюция о Советской власти на местах. В образованный Совнарком были избраны 15 членов, семеро из к-рых были большевиками, а восемь — все еще не потерявшие свое влияние в Туркестане левые эсеры. В этот новый правительственный состав Туркестанского региона не был включён ни один человек из представителей местных народов. Уже этот факт наглядно доказывает навязывание извне местным народам нового Туркестанского СНК. Согласно указаниям нового правительства, большевиками и левыми эсерами в различных регионах Кыргызстана тоже начала устанавливаться Советская власть. Во главе этой власти стояли немногочисленные члены большевистской, меньшевистской и эсерской партий русской национальности. В конце ноября 1917 в Кызыл-Кые, в декабре в Жалал-Абаде и Оше, в феврале 1918 в Пишпеке, в апреле в Нарыне, в мае в Караколе объявляется об установлении Советской власти.
Надежды народа о полной нац. независимости, об освобождении от колониального гнёта Российской империи терпят крах с организацией управленческих аппаратов нового типа. Представители местных народов, не являющиеся членами большевистской партии, проповедующие демократические идеи и ценности, предпринимают решительные действия для претворения в жизнь статей принятой 2 ноября 1917 «Декларации о правах Российских народов», где говорилось о равноправии и суверенитете всех народов, об их праве на нац. самоопределение. Прогрессивные представители местных народов — казахов, кыргызов, узбеков, таджиков, волжских татар и башкир — руководимые такими политиками, как казах Мустафа Чокаев, 16—22 ноября 1917 собираются на 4-й всемусульманский внеочередной съезд. На съезде принимается отвечающее интересам местного населения решение о создании Туркестанского автономного гос. образования. Состав правительства Кокандского автономного образования отличался от Ташкентского СНК своей демократичностью. В него были включены, наряду с представителями коренных наций, и представители славян.
В Туркестанском крае, особенно в Ферганской долине, пользуется поддержкой народа не советское, а вышеназванное правительство. Рост авторитета среди населения созданного в Коканде нового правительства негативно был встречен Ташкентом, к-рый с первых же дней начинает применять по отношению к нему экономические санкции, и, посчитав незаконным само существование нового правительства, принимает решение арестовать его членов. В конце февраля 1918 красноармейцы и рабочие отряды во главе с большевиками и левыми эсерами захватывают Коканд вооружённым путем, организовав при этом массовую резню. Члены Кокандского правительства были вынуждены покинуть город. Это событие привело к началу нац.-освободительного движения в Ферганской долине на новом уровне. Местное население присоединяется к движению за свою независимость и в массовом порядке поднимается на борьбу против большевистского режима, против нового вида колониальной политики, порождённой Советской властью. Города Жалал-Абад, Ош, Старый Маргелан, Андижан Ферганской долины превращаются в основные базы нац.-освободительного движения. 22 октября 1919 в селе Эркештам Алайского региона состоялся съезд корбашы (военачальников народных вооружённых формирований), на к-ром учреждается Временное правительство Ферганской автономии. Главой правительства избирается видный деятель нац.-освободительного движения Мадаминбек. В 1920 после смерти Мадаминбека на его место приходит Шермухаммед-бек и 3 мая того же года провозглашается Исламское государство тюркских народов Туркестана. Временное правительство этого государства среди населения Ферганской долины пользовалось огромным влиянием. Но нац.-освободительная борьба («басмаческое движение»), длившаяся с 1918 по 1924, была подавлена большевистскими силами Туркестанского фронта, возглавляемыми М.В. Фрунзе. В нек-рых кыргызских селах был совершены акты геноцида. Многие видные кыргызы из-за большевистских гонений были вынуждены навсегда покинуть свою родину. Их потомки и родственники по сей день живут в Восточном Туркестане, Турции, Пакистане и др. странах.
Поняв бесполезность своих попыток бороться против большевиков, ряд демократически настроенных нац. лидеров постепенно выбирают путь укрепления нац. автономии через сотрудничество с большевистским режимом. Среди них были Эшенаалы Арабай уулу, Абдыкерим Сыдык уулу и др.
Скан их книги "История Киргизии" 1963 года Института истории Академии наук Киргизской ССР
Национально-освободительное движение. Февральская революция 1917, несмотря на свержение царя, не смогла установить по всей России новую, устойчивую общественно-политическую формацию. Временное правительство не сумело провести в жизнь свою реформаторскую программу. В Туркестанском регионе Российской империи прежняя колониальная политика сохранилась без изменений. Кыргызский, казахский и узбекский народы не добились подлинной независимости. Прежние же высокопоставленные чиновники, проводившие царскую колониальную политику, оставались у власти на местах. Кыргызам, бежавшим в 1916 в Китай, не была объявлена амнистия. Беженцы-кыргызы, возвращавшиеся на свою землю, убивались с особой жестокостью русскими кулаками.
Начиная с марта 1917, в Кыргызстане организовывались советы рабочих депутатов, руководители и члены к-рых состояли почти сплошь из представителей русской и европейской национальностей, а местное население было отдалено от деятельности советов. Это означало, что Февральская революция для кыргызской нации была всего лишь эхом навязываемой ей из внутренних регионов Российской империи крупной политической борьбы. Кыргызский народ, переживший геноцид 1916, поражение своей нац.-освободительной борьбы, в новую революцию втянулся не по собственной воле, а из-за того, что оказался в орбите интересов власти.
Революция, совершенная в Петрограде большевистской партией 25 октября (7 ноября) 1917, привела к установлению диктатуры пролетариата. Всероссийский 2 съезд Советов, прошедший в тот день, объявил о переходе власти к Советам и избрал Совет народных комиссаров. На съезде были приняты декреты «О земле» и «О мире», большевики огласили своё обещание предоставить «всем нациям, живущим в России, истинное право на национальное самоопределение».
1 ноября 1917 в столице Туркестанского края Ташкенте объявляется об установлении Советской власти. 15—22 ноября в Ташкенте прошёл 3 региональный съезд Туркестанских советов, на к-ром был организован Совет народных комиссаров. На съезде была принята резолюция о Советской власти на местах. В образованный Совнарком были избраны 15 членов, семеро из к-рых были большевиками, а восемь — все еще не потерявшие свое влияние в Туркестане левые эсеры. В этот новый правительственный состав Туркестанского региона не был включён ни один человек из представителей местных народов. Уже этот факт наглядно доказывает навязывание извне местным народам нового Туркестанского СНК. Согласно указаниям нового правительства, большевиками и левыми эсерами в различных регионах Кыргызстана тоже начала устанавливаться Советская власть. Во главе этой власти стояли немногочисленные члены большевистской, меньшевистской и эсерской партий русской национальности. В конце ноября 1917 в Кызыл-Кые, в декабре в Жалал-Абаде и Оше, в феврале 1918 в Пишпеке, в апреле в Нарыне, в мае в Караколе объявляется об установлении Советской власти.
Надежды народа о полной нац. независимости, об освобождении от колониального гнёта Российской империи терпят крах с организацией управленческих аппаратов нового типа. Представители местных народов, не являющиеся членами большевистской партии, проповедующие демократические идеи и ценности, предпринимают решительные действия для претворения в жизнь статей принятой 2 ноября 1917 «Декларации о правах Российских народов», где говорилось о равноправии и суверенитете всех народов, об их праве на нац. самоопределение. Прогрессивные представители местных народов — казахов, кыргызов, узбеков, таджиков, волжских татар и башкир — руководимые такими политиками, как казах Мустафа Чокаев, 16—22 ноября 1917 собираются на 4-й всемусульманский внеочередной съезд. На съезде принимается отвечающее интересам местного населения решение о создании Туркестанского автономного гос. образования. Состав правительства Кокандского автономного образования отличался от Ташкентского СНК своей демократичностью. В него были включены, наряду с представителями коренных наций, и представители славян.
В Туркестанском крае, особенно в Ферганской долине, пользуется поддержкой народа не советское, а вышеназванное правительство. Рост авторитета среди населения созданного в Коканде нового правительства негативно был встречен Ташкентом, к-рый с первых же дней начинает применять по отношению к нему экономические санкции, и, посчитав незаконным само существование нового правительства, принимает решение арестовать его членов. В конце февраля 1918 красноармейцы и рабочие отряды во главе с большевиками и левыми эсерами захватывают Коканд вооружённым путем, организовав при этом массовую резню. Члены Кокандского правительства были вынуждены покинуть город. Это событие привело к началу нац.-освободительного движения в Ферганской долине на новом уровне. Местное население присоединяется к движению за свою независимость и в массовом порядке поднимается на борьбу против большевистского режима, против нового вида колониальной политики, порождённой Советской властью. Города Жалал-Абад, Ош, Старый Маргелан, Андижан Ферганской долины превращаются в основные базы нац.-освободительного движения. 22 октября 1919 в селе Эркештам Алайского региона состоялся съезд корбашы (военачальников народных вооружённых формирований), на к-ром учреждается Временное правительство Ферганской автономии. Главой правительства избирается видный деятель нац.-освободительного движения Мадаминбек. В 1920 после смерти Мадаминбека на его место приходит Шермухаммед-бек и 3 мая того же года провозглашается Исламское государство тюркских народов Туркестана. Временное правительство этого государства среди населения Ферганской долины пользовалось огромным влиянием. Но нац.-освободительная борьба («басмаческое движение»), длившаяся с 1918 по 1924, была подавлена большевистскими силами Туркестанского фронта, возглавляемыми М.В. Фрунзе. В нек-рых кыргызских селах был совершены акты геноцида. Многие видные кыргызы из-за большевистских гонений были вынуждены навсегда покинуть свою родину. Их потомки и родственники по сей день живут в Восточном Туркестане, Турции, Пакистане и др. странах.
Поняв бесполезность своих попыток бороться против большевиков, ряд демократически настроенных нац. лидеров постепенно выбирают путь укрепления нац. автономии через сотрудничество с большевистским режимом. Среди них были Эшенаалы Арабай уулу, Абдыкерим Сыдык уулу и др.
Скан их книги "История Киргизии" 1963 года Института истории Академии наук Киргизской ССР