Быт населения. Киргизские женщины

Автор фотографии: Дмитрий Бальтерманц - известнейший советский фотомастер, классик военного фоторепортажа.
Информационная справка: В соответствии с решениями ХХУТ съезда КПСС, Постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (1979 г.), Постановления июньского (1983) Пленума ЦК КПСС, ЦК Компартии Киргизии принял ряд документов, касающихся социально-экономических и культурных задач в сочетании с другими направлениями идеологической деятельности и особенно по атеистическому воспитанию трудящихся. Исходя из особенностей проявления ислама .в республике, ЦК Компартии Киргизии уделил внимание совершенствованию „партийного руководства атеистическим воспитанием среди.коренной.части женского населения. Руководство этой важной работой осуществляется через общественные Советы, созданные при райкомах, горкомах партии и партийных комитетах предприятий, колхозов и.совхозов. Разработаны комплексные планы атеистической работы. Анализ показал, что недостаточное вовлечение женщин-киргизок в общественное производство и особенно.в сельской местности, заключается в слабом развитии производств, в которых женщины могли бы. участвовать в подавляющем большинстве, в недостаточном развитии сети дошкольных учреждений, предприятий сферы бытового обслуживания, в слабом развитии предприятий надомного труда, очагов культуры и т.д.
Учитывая эти моменты, партийным и советским органам на местах необходимо осуществить следующие практические меры:
- для вовлечения женщин-киргизок, живущих в сельской местности (аилах, кыштаках), в общественное производство необходимо, наряду с разъяснением важности участия женщин в общественном производстве, создать условия для использования женского труда в период сезонных работ, а также развивать надомный труд. В связи с организацией районных агропромышленных объединений появилась возможность использования труда женщин-специалистов, имеющих средне-техническое образование;
- неработающих женщин-киргизок с низким образовательным уровнем, занимающихся только домашней работой, не имеющих связей с трудовыми коллективами целесообразно вовлекать в сферу производства товаров широкого потребления в системе народных промыслов. Искони киргизский народ передавал из поколения в поколение опыт, изготовления хозяйственной утвари и национальных жилищ: войлочных юрт, крайне, необходимых, для животноводов республики, спрос которых сегодня удовлетворяется не более чем на 30-40. процентов, ширдак, ала-кийз (напольные красочные шерстяные паласы), туш-кийз (настенный узорный ковер), кухонная посуда из кожи и глины принадлежности для убранства коней, пользующиеся большим спросом сельских жителей; - для уменьшения затрат времени на домашний труд женщин способствовать дальнейшему развитию сети, социально-бытовых услуг. В условиях Киргизии необходимо развивать мукомольно-кру-пяные. предприятия, пекарни для выпечки хлеба и кондитерских изделий, торговую сеть с ггродажей молочных продуктов.Многие хозяйства республики, особенно глубинных районов, могут с успехом развивать, различные промыслы, создавать у себя цехи по переработке сельскохозяйственного сырья, привлекая для этих целей женщин не имеющих квалификаций;
- увеличить свободное время женщин строительством банно-прачечных предприятий, парикмахерских, пунктов по ремонту домашней утвари, обуви, одежды, химической чистки, по изготовлению отдельных предметов национальной одежды и доставки её на дом; учитывая наличие на селе многодетных женщин матерей средняя киргизская семья 6-8 человек), следует больше выделять средств для строительства дошкольных учреждений, что позволит устранить сложившуюуся диспропорцию в наличии мест в школах и детских садах и яслях;
- целесообразно во всех районах и городах республики-создать советы по внедрению в жизнь новых обрядов и ритуалов; максимально развивать разнообразные, формы, работы по месту жительства; создавать агитационно-пропагандистские, бригады, кружки, лектории на дому и. т.д.; широко использовать печать, радио,. телевидение по борьбе с отжившими обычаями.и религиозными традициями, нередко выдаваемые за национальные .традиции; редакции тележурнала "Атеист" во Фрунзе открыть специальную рубрику, посвященную атеистической работе среди женщин;, широко использовать опыт союзных республик в идейно-вослитательной и атеистической работе среди женщин, например, опыт работы телевизионного клуба для женщин "Подруги" в Таджикистане, тележурнала "Гюльшат" в Узбекистане, женского радиожурнала "Азатгуль" в Туркмении, тележурнала "Горянка" в Дагестане;
- в республике целесообразно в плановом порядке наладить издание книг, брошюр, статей в периодической печати на атеистические темы в свете современных требований и с учетом национальных, бытовых и религиозных особенностей республики;
- необходимо более эффективно использовать в борьбе с пережитками прошлого сельские сходы с участием совета старейших аксакалов, ветеранов войны и труда по рассмотрению вопросов, посвященных разоблачению вреда отживших реакционных обычаев и обрядов, критике пережитков феодально-байского отношения к женщинам, пропаганде новых социалистических обрядов, традиций. Необходимо обобщать положительный опыт женсоветов, пропагандировать его на межреспубликанских конференциях, семинарах;
- в Киргизии испытывается нужда в лекторских и пропагандистских кадрах по научному атеизму, особенно из числа женщин-киргизок. Следовательно, партийным и общественным организациям необходимо.постоянно, готовить кадры пропагавдистов-атеистов. Для их подготовки нужно во всех.районах и городах Киргизии создавать школы по подготовке лекторов-атеистов из числа женпщн-киргизок, .отделения научного атеизма университетов марксизма-ленинизма. По примеру других республик Средней Азии создать республиканский Дом атеизма.