Киргизская юрта - Боз уй
Юрта чабана на летнем пастбище. Фото:1970-е годы
Место съемки: Киргизия, Джумгальский р-н Нарынской область
Информационная справка: Прежде чем поставить юрту, хозяин выбирал в аиле самого пожилого, почтенного, а самое главное, многодетного человека. Он должен был помочь поднимать обод юрты. Этот обряд был связан с пожеланием хозяину и всем членам семьи благополучия, долголетия и процветания потомства. После того как обод почтенным старцем был поднят, на последнего надевали белую рубаху, повязывая ее белым кушаком.
В установленную юрту первой входила пожилая женщина и, начиная с порога, разбрасывала кругом сласти, баурсаки - чачыла чачат - и т.д. В некоторых районах Чуйской долины пол обрызгивали молоком - ак чачат, а на Тянь-Шане осыпали мукой. При этом женщина, совершающая такой обряд, приговаривала: "Ак джолтой уй бол" ("Будь домом, приносящим счастье") или "Ырыс кешиктуу уй бол" ("Дай бог, чтобы дом был полон богатства").
После этого приносили в жертву барана, и сначала все пожилые, потом остальные присутствующие просили у Бога, чтобы желания хозяина юрты исполнились, чтобы он и его семья жили в полном благополучии. Затем тушу барана разделывали, а голову его выбрасывали из юрты через обод. Совершение этого обряда означало пожелание, чтобы в этой юрте всегда горел огонь, а через обод не переставая выходил дым. К чангараку юрты привязывали кусок ваты или белый платок, чтобы в юрте было всегда благополучие. Аналогичные поверья наблюдались у казахов и других народов Средней Азии.
Большинство обычаев, связанных с переносным жилищем, ушли в прошлое, а сохранившиеся носят во многом игровой характер.
И сегодня в Киргизии, несмотря на массовое строительство домов стационарного типа, переносное жилище — юрта не утратила своего значения в хозяйствах с отгонным скотоводством.
Место съемки: Киргизия, Джумгальский р-н Нарынской область
Информационная справка: Прежде чем поставить юрту, хозяин выбирал в аиле самого пожилого, почтенного, а самое главное, многодетного человека. Он должен был помочь поднимать обод юрты. Этот обряд был связан с пожеланием хозяину и всем членам семьи благополучия, долголетия и процветания потомства. После того как обод почтенным старцем был поднят, на последнего надевали белую рубаху, повязывая ее белым кушаком.
В установленную юрту первой входила пожилая женщина и, начиная с порога, разбрасывала кругом сласти, баурсаки - чачыла чачат - и т.д. В некоторых районах Чуйской долины пол обрызгивали молоком - ак чачат, а на Тянь-Шане осыпали мукой. При этом женщина, совершающая такой обряд, приговаривала: "Ак джолтой уй бол" ("Будь домом, приносящим счастье") или "Ырыс кешиктуу уй бол" ("Дай бог, чтобы дом был полон богатства").
После этого приносили в жертву барана, и сначала все пожилые, потом остальные присутствующие просили у Бога, чтобы желания хозяина юрты исполнились, чтобы он и его семья жили в полном благополучии. Затем тушу барана разделывали, а голову его выбрасывали из юрты через обод. Совершение этого обряда означало пожелание, чтобы в этой юрте всегда горел огонь, а через обод не переставая выходил дым. К чангараку юрты привязывали кусок ваты или белый платок, чтобы в юрте было всегда благополучие. Аналогичные поверья наблюдались у казахов и других народов Средней Азии.
Большинство обычаев, связанных с переносным жилищем, ушли в прошлое, а сохранившиеся носят во многом игровой характер.
И сегодня в Киргизии, несмотря на массовое строительство домов стационарного типа, переносное жилище — юрта не утратила своего значения в хозяйствах с отгонным скотоводством.