Таш-Рабат



Таш-Рабат.

Историческая справка: В Средние века снаряжение торговых караванов, проходящих по трассам Великого шелкового пути многодневные маршруты, было делом рискованным. Поэтому дляобеспечения безопасности купцов и их товаров на многих торговых путях в странах Ближнего и Среднего Востока строились каравансараи — сооружения для приема и отдыха торговцев и вьючных животных, а также временного хранения товаров.

Их возводили вдоль караванных торговых путей в определенных, иногда удаленных и безлюдных, в стороне от населенных пунктов, местах, рассчитанных на проживание торговцев в течение нескольких дней после длительного перехода. А по проторенным путям, где шли проповедники разных религий, возводились культовые постройки, храмы и монастыри. Архитектура этих сооружений в разных регионах Внутренней Азии имеет как схожие черты, так и существенные различия. Одно из таких необычных каменных сооружений расположено в долине речки ТашРабат, притока р.КараКоюн, протекающей вдоль отрогов АтБашинского горного хребта в Централь ном Тянь#Шане, на территории Республики Кыргызстан. В древние времена по долине этой реки проходил торговый путь, связывавший Чуйскую и Ферганскую долины с Кашгаром. Развалины ТашРабата из давна привлекали внимание жителей Ат Башинского высокогорного плато — кыргызов (скотоводов и охотников), которые считали эту, сложенную из камня постройку, расположенную на большой высоте в узком горном ущелье, сооружением весьма необычным и связывали с ним свои старинные легенды. В конце XIX — начале XX в. Таш-Рабат неоднократно посещали, осматривали и оставили его описания, планы, зарисовки многие ученые и путешественники. Среди них был казахский просветитель, находившийся на российской военной службе, Чокан Валиханов, крупнейший специалист
по древней и средневековой истории Средней Азии В.В.Бартольд, археолог А.Н.Бернштам и многие другие исследователи.



Они по разному оценивали время сооружения, определяли назначение и культурную принадлежность этого комплекса. Некоторые ученые считали Таш-Рабат караван-сараем эпохи позднего средневековья, другие склонялись к мысли, что это строение представляет собой развалины христианского несторианского монастыря. В конце 1970-х — начале 1980-х годов на этом памятнике проводили исследовательские работы сотрудники экспедиции Института истории Академии наук Киргизской ССР. Результаты их исследований были отражены в книге С.Я.Перегудовой, обобщившей все доступные сведения об этом памятнике. Она определила Таш-Рабат как стационарный культовый и жилой комплекс с обрядовым залом и кельями, сооруженный среднеазиатскими христианами несторианами в X—XI вв. В 1980-х годах этот ценный памятник историко культурного наследия Кыргызстана был отреставрирован сотрудниками министерства культуры Кыргызской республики, после чего он стал использоваться для показа приезжим туристам из разных стран.

Полностью восстановленный и отреставрированный Таш-Рабат представляет собой почти квадратное по планировке здание, представляющее собой средневековый замок, целиком перекрытый сплошной горизонтальной крышей с возвышающимся в западной части сферическим куполом. Главный фасад здания расположен с восточной стороны. Это высокая, мощная каменная стена с угловыми башнями и воротами с высоким порталом и аркой. С наружной стороны вдоль восточной стены расположен широкий уступ — суфа и предвходовая площадка, вымощенная каменными плитами. Три другие стены не имеют ни дверей, ни окон. Здание основательно встроено в склон горы, под которой оно сооружено.

Текст: Ю.С.Худяков, доктор исторических наук Институт археологии и этнографии СО РАН