Пишпек: Свято-Никольская церковь

Свято-Никольская церковь. 1886 год Согласно историко-архивным данным, в дореволюционный период в Пишпеке насчитывалось шесть храмов. В 1864 самым первым молебным домом стала деревянная храм часовня, построенная по типу шатра, которая была названа в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Находился храм на въезде в городскую крепость на месте нынешнего села Лебединовка, поэтому существует версия, что этот храм был расположен за чертой города, и было бы не правильно причислять его храмам города Пишпека того времени.

В 1867 году из саманного кирпича возводится временная постройка Свято-Никольской церкви. Двадцать лет прихожане собирали пожертвования на строительство нового храма, и только после крупного взноса купца и мецената Николая Иванова на месте этого строения был заново воздвигнуть каменный храм, названный в честь Чудотворца Николая. Церковь была сооружена в виде креста, а каждый край здания венчали деревянные колокольни с колоколами. Первым священником церкви стал Александр Никольский, который позже был похоронен рядом с церковью под знаменитыми тремя тополями, до сих пор напоминающими о былых временах. Если сегодня подойти к полуразрушенному зданию церкви в Дубовом парке, то с слева от входа можно увидеть эти легендарные тополя.

Храм Святителя Николая был настоящим украшением дореволюционного Пишпека. Здание было компактным, почти квадратным в плане. Четкий кубический объем на высоком фундаменте, продольный руст светлых оштукатуренных стен, спокойное обрамление полукруглых окон и такие же, почти незаметные, лопатки на углах придавали храму облик ясный, простой, как-то по-домашнему уютный. Ноту торжественности вносило нарядное деревянное резное крыльцо, украшенное шатровым перекрытием с гордым четырехконечным крестом. Кровля сложной конфигурации и двуступенчатый (восьмерик на четверике) барабан с массивной луковицей выстраивались в динамичную пирамидальную конструкцию, заметно оживлявшую общую композицию здания. Храм, несмотря на компактные размеры, выглядел монументально. Его сдержанно-торжественный, без помпезности, образ как нельзя лучше соответствовал статусу Пишпека – небольшого, но все-таки уездного города.



Большая площадь, городской сад (теперь – Дубовый парк) и красивый бульвар (теперь – Эркиндик), окружавшие храм, делали этот городской квартал удобным местом для проведения общественных мероприятий, торжественных встреч высокопоставленных гостей, излюбленным местом для прогулок простых горожан. Современное значение этой части города как административного и культурного центра вызвано той высокой культурной идеей, которая руководила строителями первого Пишпекского храма и которая присуща вообще всякому православному храмоздательству. Свято-Никольский храм стал стимулом для развития городской среды, символом высокой «русской идеи», несущей в новые земли культуру и просвещение.

После октябрьского переворота приход Свято-Никольского храма просуществовал недолго. Сначала он лишился настоятеля, а в конце 20-х был закрыт. Вопреки здравому смыслу – в небогатой республике было не так уж много монументальных зданий из обожженного кирпича – ЦИК Киргизской АССР принимает решение о сносе Свято-Никольского храма. Однако по ходатайству известных художников Семена Чуйкова и Гапара Айтиева 1 января 1935 года здание все-таки решили оставить. В нем была устроена Киргизская государственная художественная галерея, а с 1974 года – Киргизский национальный музей изобразительных искусств.