Каракол. Пржевальская пристань

Каракол. Пржевальская пристань. Фото: 1936 год

Историческая справка: Пржевальская пристань — посёлок городского типа, расположенный в 12 км к северо-западу от города Каракол, на берегу озера Иссык-Куль, в месте впадения реки Каракол. Административно подчинён Караколу.
Название посёлка связано с именем выдающегося русского географа и путешественника Николая Михайловича Пржевальского, умершего в Караколе в 1888 году от тяжелого тифа. Согласно его завещанию, он был похоронен на берегу Иссык-Куля, недалеко от современной Пристани-Пржевальска.
До революции 1917 года на месте посёлка находился дачный посёлок, где отдыхали состоятельные жители Караколы. Это место привлекало своей живописной природой и близостью к озеру.
До революции : В XIX веке регион был частью Российской империи, а Каракол (тогда Пржевальск) был необходимым административным и торговым центром Семиречья. Дачный посёлок служил индикатором отдыха и был связан с развитием региона как курортной зоны.
Советский период : В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в Пристань-Пржевальске была эвакуирована часть завода №182 Махачкалы. Основное производство находилось в Алма-Ате, в посёлке на испытательной базе. В 1944 году Пристань-Пржевальск получил статус посёлка городского типа.
В 1893 году на берегу Иссык-Куля, недалеко от посёлка, был установлен памятник Пржевальскому в виде бронзового орла. В 1957 году там же открылся мемориальный музей, посвященный его экспедициям в Центральную Азию. Музей включает экспонаты с личными вещами Пржевальского, картами, рукописями, чучелами животными и фотографиями.
Иссык-Кульское пароходство как организованная структура начало формироваться в конце XIX — начале XX века, когда озеро Иссык-Куль стало важным транспортным и экономическим узлом Российской империи. Озеро, окружённое горами, использовалось для перевозки грузов, людей и военного снаряжения.
В дореволюционный период пароходство на Иссык-Куле было ограниченным, так как основное транспортное сообщение осуществлялось по суше через караванные пути. Однако с развитием региона и российскими властями в Семиречье возникла проблема организации водного транспорта.
В советское время Иссык-Кульское пароходство получило новое импульсное развитие. В 1920–1930-х годах озеро стало необходимым условием для перевозки грузов, особенно в связи с развитием промышленности и сельского хозяйства в регионах.
На берегу Пристани-Пржевальске, благодаря расположению на озере, можно было основать небольшой суд, используемый для перевозки грузов и пассажиров. Во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) озеро использовалось для перевозки грузов, принадлежащих к эвакуированным производствам, включая упомянутый завод №182.
В последующие годы пароходство поддерживало связь между населенными пунктами на берегах Иссык-Куля, включая Каракол, Чолпон-Ату и другие посёлки. Пароходы и катера перевозили сельскохозяйственную продукцию, строительные материалы и туристов.