Сулюкта. Учителя начальной школы

Сулюкта. Учителя начальной школы. Фото:1928 год

Историческая справка: Резкие изменения в образовании населения Кыргызстана произошли в связи с установлением Советской власти. В советский период развитие духовной культуры кыргызского народа, науки достигло весомых результатов. В первые годы Советской власти для ликвидации безграмотности населения было введено всеобщее начальное образование, затем 7—8 классное образование, была осуществлена идея среднего образования. Позже, к 1940, выросла сеть профессионально-технических, спец. средних и высших учебных заведений. В 1918 во всех уездах Кыргызстана сформировались отделы образования, к-рые приступили к основанию советских школ нового типа. Вместо бывших мусульманских школ, школ нового типа, русских школ, русско-местных школ были организованы школы с первичным и вторичным этапами обучения. В школе с первичным этапом обучения учились дети в возрасте 8—13 лет, со вторичным этапом обучения — подростки в возрасте 13—17 лет. В 1923 в Кыргызстане было более 20 тыс. учащихся и функционировали 327 школ (из них — 251 кыргызских школ). В это же время в целях обеспечения школ учителями были организованы краткосрочные курсы. На кыргызско-казахские пед. курсы, открытые в 1919 в Ташкенте, было направлено 137 чел. В том же году более 300 учителей кыргызских школ прошли в Верном на учительских курсах подготовку и переквалификацию. Немного спустя в Бишкеке, Токмоке, Караколе были открыты 6-ти и 2-х месячные курсы.

В первые годы Советской власти была продела огромная работа по ликвидации безграмотности. В 1919 в Кыргызстане открылись общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Спец. декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. Были организованы вечерние курсы по ликвидации безграмотности в Бишкеке, Токмоке и др. городах и сёлах. В конце 1924 был создан Академический центр, на базе к-рого была образована Кара-Кыргызская научная комиссия. Эта комиссия на основе нац. яз., проделала соответствующую работу по разработке алфавита, развитию норм литературного яз. и составлению терминологии по отраслям наук. После нац.-гос. деления в Средней Азии школы Кыргызстана стали интенсивно развиваться. В целях дальнейшего улучшения образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, к-рый в 1928— 29 стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 этот алфавит был заменён русской графикой. В 1930—50 в школах Кыргызстана окончили: 4 класса — 496123 учащихся (из них 233532 кыргыза); 7 классов — 170330 учащихся (из них 70142 кыргыза); 10 классов — 24341 учащихся (из них 8890 кыргызов). В последующие годы была успешно осуществлена программа всеобщего среднего образования. В 1975 восемь классов окончили 86,6% учащихся, к-рые продолжили среднее образование дальше. В 1979 эта цифра составила 98,6%. В 1981-82 учебном году в 1734 школах республики всех типов обучалось 909,6 тыс. учащихся. В годы Советской власти кол-во школ увеличилось в 15 раз, учащихся в 114 раз, а кол-во учителей в 230 раз, к-рые основали самый крупный слой интеллигенции республики. В советский период в республике сформировалось и получило развитие и профессиональное образование.



25 октября 1925 в Бишкеке открылось учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический техникум. Это заведение окончили многие выдающиеся творческие личности, руководители и служащие советских органов. В 1928—29 был открыт пед. рабочий факультет (рабфак). В 1932 было организовано первое высшее учебное заведение — Кыргызский государственный педагогический институт. В 1933 -эй открыт Кыргызский зооветеринарный институт, к-рый позже был преобразован в Сельскохозяйственный институт имени К.И.Скрябина В сентябре 1939 был основан Кыргызский государственный медицинский институт. В 1935 в Бишкеке, в 1939 в Оше, в 1940 в Караколе были открыты пед. институты. С 1950 увеличилось кол-во высших и спец. средних учебных заведений.

В начале 1951—52 учебного года открытие Кыргызского государственного университета имело огромное общественное и культурное значение в жизни республики. Затем были открыты Ошский педагогический институт (1951), Кыргызский женский педагогический институт (1952), Педагогический институт в Караколе (1953), Фрунзенский политехнический институт (1954), Институт физкульутры и спорта (1955), Кыргызский государственный институт искусств (1967), Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979). Были открыты спец. средние учебные заведения, например, Майлуу-Сайский электромеханический техникум, Ошский техникум строительства и торговли, Ошский, Караколский, Нарынский, Бишкекский муз.-пед. учебные заведения и др.

В начале 80-х годов в 10 высших учебных за ведениях Кыргызстана обучалось свыше 55 тыс. студентов и свыше 40 тыс. в спец. средних учебных заведениях.

Источник: Сулюктинский краеведческий музей