Участники оборонно-массового движения ворошиловских кавалеристов

Семья Джапаковых, участники оборонно-массового движения "ворошиловских кавалеристов" Фото:1938 год

Цитата: "Особенно широко распространены кружки ворошиловских кавалеристов. В них готовятся "Ворошилов атчандары". В эти кружки вступают целыми семьями. Одна из таких семей, муж и жена Джапаковы, члены колхоза "Кенеш"".

Историческая справка: Движение «ворошиловских кавалеристов» зародилось в конце 1935 г., когда вышло обращение «ко всем сельским комсомольцам и молодежи Советского Союза» заботиться о конском поголовье и создавать в колхозах и совхозах конно-спортивные кружки и клубы «ворошиловских кавалеристов», которые должны были дать вооруженным силам страны подготовленных новобранцев. Создание и функционирование клубов и кружков «ворошиловских кавалеристов» продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Клубы (или кружки) «ворошиловских кавалеристов» («ворошиловских всадников») представляли собой, по существу, военно-спортивные негосударственные, добровольные организации. Создавались они на общественных основах в колхозах и совхозах с целью подготовки молодежи для службы в кавалерийских частях РККА, финансировались теми предприятиями, при которых они возникали. Клубы, по сравнению с кружками, были более многочисленны, располагали необходимым (и полным) комплектом основополагающих документов (в частности, уставом и пр.), нередко имели в числе учредителей представителей районного, окружного или даже краевого руководства, пользовались поддержкой военных чинов и работников Осоавиахима. Кроме того, формально клубы «ворошиловских кавалеристов» расценивались как центральная организация, а кружки – как отделы (ячейки) этой организации.

Весной 1938 г. появились нормативы «Юного ворошиловского всадника». Они были рассчитаны на детей от 13 до 16 лет. В нормах был предусмотрен уход за жеребятами, а также умение оказывать коням первую помощь. Обладатель значка должен был отлично разбираться в устройстве седла, уметь запрыгивать на коня и слезать с него.

Помимо того, учитывается, может ли соискатель значка ездить различными аллюрами и служить в качестве посыльного и верхового дозорного. Требовалось преодолевать препятствия высотой минимум 0,6-0,7 метра. Весной 1939 г. руководство ОСОАВИАХИМ ввело 2-ю степень «Ворошиловского всадника».



При всей активности инструкторов Осоавиахима и представителей подразделений СКВО в деле содействия развитию организаций «ворошиловских кавалеристов», основную работу по воспитанию и военной подготовке молодых казаков выполняли казаки старшего поколения. Нередко такие казаки, имевшие солидный боевой опыт, являлись не только руководителями кружков «ворошиловских кавалеристов», но также своего рода инструкторами и инспекторами, занимаясь вместе с молодежью и показывая ей на собственном примере, как надо действовать в конном бою.

В клубах и кружках «ворошиловских кавалеристов» проходили начальную военную подготовку, обучаясь навыкам джигитовки, владения холодным и огнестрельным оружием, совершенствуя боевое мастерство путем участия в военных играх, учебных боях и разного рода состязаниях.

«Ворошиловские всадники» периодически проходили квалификационные испытания, а конечным этапом их военного обучения являлась сдача нормативов на право получения значка «ворошиловского кавалериста». Проходившие курс обучения в клубах и кружках «ворошиловских кавалеристов», представляли собой прекрасно подготовленное и дисциплинированное пополнение кавалерийских частей РККА.

Подготовка в кавалерийских клубах очень активно велась в первое время после начала ВОВ. Учеников, прошедших обучение в 1942 г., хватало на 111 эскадронов.К концу ВОВ в РККА было 8 корпусов кавалерии. Сразу после победы над гитлеровцами началось ее сокращение. Лошади возвращались в деревни, для восстановления сельского хозяйства. Осенью 1946 г. вместо 26 кавалерийских дивизий было оставлено лишь 5.

После завершения ВОВ кавалерия совсем уступила место технике. Остававшиеся кавдивизии со временем становились танковыми либо механизированными. Последние 2 кадивизии прекратили свое существование в 1954 г. Долгое время оставался 11-й конный полк Минобороны СССР. Он принимал участие в съемках исторических картин.

Фотография из фотоальбома "Киргизская ССР" 1938 года выпуска Фотографов С. Фридлянда и Л. Данилова. Текст С. Фридлянда и М. Веремейкина. Редактор Н. Гросицкая. Художественное оформление А. Терещенко.