Include files from root directory is denied
При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.
Include files from root directory is denied Include files from root directory is denied

Народная артистка Киргизской ССР Сайра Киизбаева среди бойцов. Фото: октябрь 1942 год.

Аннотация: Народная артистка Киргизской ССР Сайра Киизбаева среди бойцов. Выступления на Брянском и ноябрь Калининском фронтах в составе концертной бригады мастеров искусств Киргизии.

Историческая справка: В годы Великой Отечественной войны многие работники театрального искусства ушли на фронт. Театры перестроили свою работу, приступив к подготовке новых спектаклей, призывавших к борьбе с фашизмом и защите Родины, рассказывающих о героич. прошлом русского и др. народов нашей страны. За время войны для культурного обслуживания фронтовиков было организовано 7 бригад. 85 лучших работников искусства дали свыше 2 500 концертов фронтовикам.

В газете «Кызыл Кыргызстан» 3 августа 1941 г. было опубликовано обращение артистов ко всем женщинам республики, в котором звучал призыв оказать всестороннюю помощь фронту: «Мы должны всемерно укреплять наш боевой тыл. Каждый из нас на своем посту должен трудиться самоотверженно, энергично, и мы призываем всех женщин нашей республики еще больше повысить производительность труда для того, чтобы еще больше укрепить наш тыл, трудиться, не жалея сил и энергии».

Обращение артистов прозвучало от имени известных и любимых в то суровое время деятелей искусств: народной артистки Киргизской ССР
А. Куттубаевой, заслуженной артистки Киргизской ССР С. Кийизбаевой, артисток Киргизского государственного ордена Ленина музыкального театра М. Эркибаевой и Ш. Сыдыкбековой, концертмейстера этого же театра Славы Окуня. Уже с первых же дней войны артисты и музыканты брали шефство над воинскими частями, госпиталями, призывными пунктами. Было сформировано семь концертных фронтовых бригад, и все годы, пока шла война, они давали концерты в частях Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов.

Исторические документы свидетельствуют о том, что народные артисты республики А. Усенбаев, М. Баетов, А. Боталиев, А. Куттубаева, С. Кийизбаева, М. Омурканова, М. Махмутова, композиторы В. Власов и В. Фере выступали на передовых линиях фронта.
Вместе с войсками маршала К. Рокоссовского артисты из Киргизии участвовали во взятии Гомеля, за что персонально были удостоены благодарности командования. Другая концертная группа, в состав которой входили артисты С. Айтмамбетов, К. Жралиева, А. Исмаилова, К. Алиева, с июля 1942 г. по сентябрь 1944 г. походным маршем «прошагала» через фронты сражений вместе с воинами Гвардейской Панфиловской дивизии.

Летом 1942 г. была сформирована Вторая фронтовая бригада, которую возглавляли композитор В. Власов и поэт В. Винников. Она объединяла артистов только что созданного Театра оперы и балета М. Махмутову, С. Кийизбаеву, Х. Темирбекова, М. Зюванова, Г. Худайбергенова и Р. Ибраимова, М. Баетова, С. Бекмуратова, Дж. Муслимова, артистов Театра русской драмы В. Халатова, Н. Тайц, В. Арбенина, аккордеониста А. Мурыгина, баянистов А. и
В. Аваровых. Все члены бригады были полны решимости скорее отправиться на фронт и встретиться с бойцами.

Бойцы зачарованно слушали игру на комузе и задушевное пение Муссы Баетова, внимательно вслушивались в голоса мастеров художественного слова В. Арбенина и Н. Тайц, оживлялись, глядя на танцевавшего зажигательную, темпераментную лезгинку Джамала Муслимова, восторгались зычным басом Михаила Зюванова и нежным голосом красавицы Марьям Махмутовой, исполняющей свою любимую песню о счастье, о желанной встрече «Ой тобо», восторженно принимали пение Сайры Кийизбаевой»…



Впоследствии «члены» фронтовых бригад были награждены почетными грамотами Верховного Совета республики и ценными подарками. Многие из них были удостоены грамот от Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «За отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной армии и Военно-Морского флота».

Источник:

В творческой жизни республики в годы войны активное участие принимали многочисленные исполнительские коллективы, эвакуированные из центральных городов России. В не очень большой столице республики — городе Фрунзе — уже осенью 1941 г. собрались крупнейшие артистические силы страны — Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Н. Рахлина, Государственный хор, возглавляемый А. Свешниковым, Ленинградская хоровая капелла, Русский народный хор им.М. Пятницкого, Ансамбль танца, джаз-оркестры под управлением А. Цфасмана и Скоморовского. В республику прибыли и стали работать в театрах известнейшие музыканты Д. Ойстрах, Я. Зак, Э.Гилельс, Я. Флиер, Р. Тамаркина, певцы И. Краузе (Петров), М. Зюванова,М. Кусевицкий…
С середины декабря 1941 г. начал выступления симфонический оркестр, которым дирижировал маститый музыкант Натан Рахлин. Главной целью концертов являлось знакомство слушателей с лучшими произведениями отечественной и зарубежной музыкальной классики: П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Бородина, Л. Бетховена, И. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Н. Римского-Корсакова. С оркестром постоянно выступали и киргизские певцы и инструменталисты.
Очень скоро установилась традиция еженедельных концертов-лекций в воинских частях и госпиталях. В парках, сельских клубах играл духовой оркестр, созданный Д. Соколовым. А в кинотеатрах Фрунзе перед сеансами выступали эстрадные оркестры под руководством будущего известного композитора И. Шварца и великого джазмена, отсидевшего свое время в лагерях, Э. Рознера.
Прибыл кавказский оркестр под руководством Вассо Дарьялова, с концертами объехавший всю Центральную Азию. Приехали и выступали Л. Русланова, К. Шульженко, К. Джапаридзе, Н. Кусевитцкий, Л. Орлова и З. Шульман, В. Яхонтов и Б. Чирков, А. Райкин, А. Гузик, И. Набатов и многие другие. Более 600 актеров разместил концертный отдел филармонии. Случались и смешные истории: как-то позвонили из милиции и попросили срочно прийти. Оказалось, что приехавший из голодного Ленинграда Н. Г. Рахлин, увидев буйство восточного базара, купил для своих оркестрантов мешок сахара. Его приняли за спекулянта, и необходимо было подтверждение, что он выдающийся дирижер. Или высокому начальству управления культуры пришлось долго объяснять, почему для арфисток нужна грузовая машина, а скрипачи приходят на концерты со своими музыкальными инструментами пешком…"

Источник:Центральный государственный архив кинофонофотодокументов(ЦГА КФФД)

{social-link}
Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии