Беркутчи и девушки в национальных костюмах на празднике в Джеты-Огузском районе

Беркутчи и девушки в национальных костюмах на празднике в Джеты-Огузском районе. Фото:1953 год

Информационная справка: С давних времен у киргизов была распространена охота с ловчими птицами. В качестве ловчих птиц, дрессировка которых была доведена до большого совершенства, служили орлы, соколы, ястребы. Промысловое значение имела главным образом охота с орлами-беркутами (буркут), с помощью которых добывали лисиц, иногда волков, косуль. Охота же с соколами и ястребами на пернатую дичь была скорее любительской — спортивным занятием. Чаще всего она служила развлечением феодальной знати. Искусно проводилась охота с борзыми собаками. Киргизы издавна разводят особый, горный тип борзой собаки (тайган), которая хорошо ждет на лисицу. Собаки использовались также во время облавы на зверей. У киргизов существовал обряд посвящения в охотники. Применялись заговоры на дичь.После Октябрьской революции охота не утратила значения подсобного промысла, но характер ее претерпел большие изменения. Охотники-промысловики объединены в особые звенья, входящие в состав колхозов.

За сдаваемую ими пушнину деньги поступают в колхоз, а охотникам начисляются трудодни. Объектами охоты служат преимущественно лисы, сурки и суслики, но и теперь охотятся на хищников — волков, медведей, барсов. Фитильные ружья почти повсеместно вышли из употребления — их заменили современные охотничьи ружья. Для охоты на хищников и сурков и теперь применяют капканы. Продолжает бытовать и охота с беркутами, особенно на лис. Охотой занимаются и колхозники, не состоящие в охотничьем звене. Это преимущественно животноводы. Они бьют главным образом хищников, представляющих опасность для отар и табунов. В Киргизии в широких размерах производится отлов диких животных и птиц для зоопарков страны. Киргизы-охотники активно участвуют в снаряжаемых для этой цели экспедициях и с большим мастерством ловят снежных барсов, рысей, горных козлов, горных баранов (архаров) и других зверей.

Информационная справка: Женская одежда также состояла из нательной и верхней одежды. Нательными были платье — рубаха — «көйнөк» и шаровары. На груди женских рубах имелась вышивка или надевали нагрудник — «өнүр», «жака», расшитые цветными нитками. Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка — «бельдемчи», головной убор тюрбан — «элечек». Эти виды одежды носили замужние женщины. «Бельдемчи» использовали в качестве боевой одежды и мужчины, в таких случаях их покрывали металличес кими пластинами. Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения: серебро, жемчуг, коралл и др. Существовали такие виды голов ных уборов, как тюбетейка — «топу», меховая шапка — «тебетей».



Поверх платья-рубахи надевали короткую или длинную безрукавку — «чып тама», камзол с короткими рукавами — «кем- сел», халат — «чапан», стёганный халат — «чеп кен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб — «ичик». В состав головного убора — «эле чек», «келек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», к-рую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. У женщин бытовали на косники: длинные бархатные полоски в виде тру бочек, в которые прятали косы — «чачпак» или «чачкап». На них нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения — «чач учтук», «чач мончок», серьги — «сөйкө», «сөйкө желбүрөөч», нагрудные — «тумар», «бой тумар», браслеты — «билерик», кольца — «шакек» и др. Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами — «топчу», «бүчүлүк», кораллом — «шуру», различными амулетами и оберегами. Головной убор девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла. Существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка - «топу», меховая шапка - «тебетей».


Источник: Историко-краеведческий музей Джеты-Огузского района