Базар-арбакеш
Базар-арбакеш. Фото:1913 год
Информационная справка: Араба, или арба — двухколесная высокая телега турецких кочевников. В России — на Кавказе и в южных губерниях — арбою или гарбою называют длинную телегу на четырех колесах с железными осями: она весьма удобна как для возки тяжестей вообще, так для уборки хлеба в особенности. Цена хорошей арбы в южных губерниях — около ста рублей.
Историческая справка: В тех местах Средней Азии, где не проходит Закаспийская ж. дорога, перевозка хлопка и всех других товаров и грузов производится или на верблюдах, или на двухколесных арбах. Владельцами верблюдов являются киргизы, кочующие в степях от Ташкента до Оренбурга; поэтому на верблюдах исключительно перевозятся товары в Оренбург и преимущественно товары в Самарканд из района Ташкента. Что же касается до Ферганской и Самаркандской областей, то киргизов там почти совсем нет, а потому перевозка отсюда товаров на верблюдах почти совсем не практикуется, а делается сартами на двухколесных арбах.
Один верблюд может в среднем поднять груз от 14 до 15 пд., который распределяется на два вьюка по обоим бокам горба; ввиду этого хлопок, предназначаемый для перевозки на верблюдах, и прессуется в кипы весом в 7 пд. с фунтами. Двухколесная арба поднимает обыкновенно от 35 до 40 пд. груза, вследствие чего на нее можно положить или пять 7–пудовых кип, или четыре 9–пудовых кипы. Как исключение, на особенно надежную арбу можно погрузить до 50 пд. товара.
Особенность местных обычаев состоит в том, что уплата за перевозку как на верблюдах, так и на арбах производится обязательно сполна вперед, причем, согласно установленному в Туркестанском крае обыкновению, владельцы верблюдов и арб (по–местному, арбакеши) принимают на себя перевозку грузов из Ташкента до Самарканда и обратно; что же касается до Ферганской области, то арбакеши из Андижана, Намангана и Нового Маргелана берутся перевозить грузы только до Коканда, где расположены конторы транспортных обществ «Кавказ и Меркурий», «Российского» и других, а из Коканда приходится отправлять грузы уже на других арбах. В то время как доставка грузов в Ферганской области до Коканда производится довольно быстро и аккуратно, доставка товаров далее из Коканда до Самарканда затягивается иногда на очень долгое время, вследствие нижеследующего. Осенью, когда наступает время перевозки хлопка и цена на арбы возрастает, арбакеши, приняв от какой–либо конторы партию груза для перевозки в Самарканд и получив всю плату сполна вперед, отъехав несколько верст от Коканда, сгружают товар в каком–либо кишлаке и затем вновь возвращаются в Коканд, где берут новую партию для перевозки или в другой конторе, или в той же самой, причем уславливаться о перевозке приходят, конечно, другие сарты. Подобная история повторяется иногда несколько раз, причем сгружаемые в разных местах товары никогда не пропадают и доставляются–таки в конце концов в Самарканд, но, конечно, не в договоренный срок, а гораздо позже. Особенно случаи эти учащаются, когда во время дождей дороги начинают портиться, и вследствие этого и стоимость перевозки возрастает.
Полученным вперед деньгам арбакеши дают разное назначение: одни покупают на них добавочных лошадей и арбы, другие занимаются скупкою хлопка, третьи, наконец, проделывают такие операции лишь для того, чтобы получить для перевозки как можно более грузов по более высокой провозной цене. Если подобные проделки арбакешей и открываются, то ни с них, ни с их старост, так называемых караван–башей, все равно нечего взять. Некоторые говорят, что такое положение вещей происходит оттого, что не обращаются к присяжному караван–баше, имеющемуся во всяком кишлаке и городе, а к обыкновенным караван–башам; но едва ли это правда, так как все равно как те, так и другие караван–баши не могут предоставить владельцу товара никакой гарантии в том, что перевозка будет произведена исправно.
Что касается до перевозки товаров на верблюдах киргизами, то она производится гораздо добросовестнее, и случаи сбрасывания товаров по дороге бывают крайне редки.
Скорость перевозки как на верблюдах, так и на арбах совершенно одинакова, равно как и стоимость перевозки. Если перевозка товаров и хлопка из Коканда в Самарканд и теперь составляет больное место среднеазиатской торговли, когда почти все грузы, двинувшиеся из Коканда осенью, все равно могут тронуться из Узун–Ада в путь не ранее как будущей весной, с открытием навигации, то обстоятельство это еще хуже будет отражаться на деле, когда, с открытием движения хлопка по жел. дорогам, явится понятие о срочности доставки.
По моему мнению, ни о какой срочности доставки в Туркестанском крае на лошадях не может быть и речи. Быть может, можно бы несколько помочь делу, если бы в известных пунктах между Кокандом и Самаркандом иметь лиц, которые, имея дубликаты накладных, проверяли бы накладные, выдаваемые арбакешам, и тем могли бы обнаруживать случаи сгрузки товаров по горячим следам.
С. Д. Карейша. Отчет по командировке в Среднюю Азию для изучения вопроса о хлопке— Киев, 1892.
Источник:Центральный государственный архив кинофонофотодокументов(ЦГА КФФД)
Информационная справка: Араба, или арба — двухколесная высокая телега турецких кочевников. В России — на Кавказе и в южных губерниях — арбою или гарбою называют длинную телегу на четырех колесах с железными осями: она весьма удобна как для возки тяжестей вообще, так для уборки хлеба в особенности. Цена хорошей арбы в южных губерниях — около ста рублей.
Историческая справка: В тех местах Средней Азии, где не проходит Закаспийская ж. дорога, перевозка хлопка и всех других товаров и грузов производится или на верблюдах, или на двухколесных арбах. Владельцами верблюдов являются киргизы, кочующие в степях от Ташкента до Оренбурга; поэтому на верблюдах исключительно перевозятся товары в Оренбург и преимущественно товары в Самарканд из района Ташкента. Что же касается до Ферганской и Самаркандской областей, то киргизов там почти совсем нет, а потому перевозка отсюда товаров на верблюдах почти совсем не практикуется, а делается сартами на двухколесных арбах.
Один верблюд может в среднем поднять груз от 14 до 15 пд., который распределяется на два вьюка по обоим бокам горба; ввиду этого хлопок, предназначаемый для перевозки на верблюдах, и прессуется в кипы весом в 7 пд. с фунтами. Двухколесная арба поднимает обыкновенно от 35 до 40 пд. груза, вследствие чего на нее можно положить или пять 7–пудовых кип, или четыре 9–пудовых кипы. Как исключение, на особенно надежную арбу можно погрузить до 50 пд. товара.
Особенность местных обычаев состоит в том, что уплата за перевозку как на верблюдах, так и на арбах производится обязательно сполна вперед, причем, согласно установленному в Туркестанском крае обыкновению, владельцы верблюдов и арб (по–местному, арбакеши) принимают на себя перевозку грузов из Ташкента до Самарканда и обратно; что же касается до Ферганской области, то арбакеши из Андижана, Намангана и Нового Маргелана берутся перевозить грузы только до Коканда, где расположены конторы транспортных обществ «Кавказ и Меркурий», «Российского» и других, а из Коканда приходится отправлять грузы уже на других арбах. В то время как доставка грузов в Ферганской области до Коканда производится довольно быстро и аккуратно, доставка товаров далее из Коканда до Самарканда затягивается иногда на очень долгое время, вследствие нижеследующего. Осенью, когда наступает время перевозки хлопка и цена на арбы возрастает, арбакеши, приняв от какой–либо конторы партию груза для перевозки в Самарканд и получив всю плату сполна вперед, отъехав несколько верст от Коканда, сгружают товар в каком–либо кишлаке и затем вновь возвращаются в Коканд, где берут новую партию для перевозки или в другой конторе, или в той же самой, причем уславливаться о перевозке приходят, конечно, другие сарты. Подобная история повторяется иногда несколько раз, причем сгружаемые в разных местах товары никогда не пропадают и доставляются–таки в конце концов в Самарканд, но, конечно, не в договоренный срок, а гораздо позже. Особенно случаи эти учащаются, когда во время дождей дороги начинают портиться, и вследствие этого и стоимость перевозки возрастает.
Полученным вперед деньгам арбакеши дают разное назначение: одни покупают на них добавочных лошадей и арбы, другие занимаются скупкою хлопка, третьи, наконец, проделывают такие операции лишь для того, чтобы получить для перевозки как можно более грузов по более высокой провозной цене. Если подобные проделки арбакешей и открываются, то ни с них, ни с их старост, так называемых караван–башей, все равно нечего взять. Некоторые говорят, что такое положение вещей происходит оттого, что не обращаются к присяжному караван–баше, имеющемуся во всяком кишлаке и городе, а к обыкновенным караван–башам; но едва ли это правда, так как все равно как те, так и другие караван–баши не могут предоставить владельцу товара никакой гарантии в том, что перевозка будет произведена исправно.
Что касается до перевозки товаров на верблюдах киргизами, то она производится гораздо добросовестнее, и случаи сбрасывания товаров по дороге бывают крайне редки.
Скорость перевозки как на верблюдах, так и на арбах совершенно одинакова, равно как и стоимость перевозки. Если перевозка товаров и хлопка из Коканда в Самарканд и теперь составляет больное место среднеазиатской торговли, когда почти все грузы, двинувшиеся из Коканда осенью, все равно могут тронуться из Узун–Ада в путь не ранее как будущей весной, с открытием навигации, то обстоятельство это еще хуже будет отражаться на деле, когда, с открытием движения хлопка по жел. дорогам, явится понятие о срочности доставки.
По моему мнению, ни о какой срочности доставки в Туркестанском крае на лошадях не может быть и речи. Быть может, можно бы несколько помочь делу, если бы в известных пунктах между Кокандом и Самаркандом иметь лиц, которые, имея дубликаты накладных, проверяли бы накладные, выдаваемые арбакешам, и тем могли бы обнаруживать случаи сгрузки товаров по горячим следам.
С. Д. Карейша. Отчет по командировке в Среднюю Азию для изучения вопроса о хлопке— Киев, 1892.
Источник:Центральный государственный архив кинофонофотодокументов(ЦГА КФФД)