Include files from root directory is denied
При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.
Include files from root directory is denied Include files from root directory is denied

Машина ГАЗ-12 ЗиМ во дворе Киргизского Государственного университета Фото: 1950-е

Информационная справка: Вскоре после победного завершения Великой Отечественной войны стало ясно, что державный ЗиС-110 не закрывает растущие претензии советской бюрократии на престижное транспортное средство. Требовался представительский автомобиль попроще - для многочисленных «слуг народа» пониже рангом. Горьковский автозавод получил ответственное правительственное задание, и начались работы по параллельной (по отношению к «сто десятому») модели.

Конструкторское бюро ГАЗ возглавлял тогда А.А.Липгарт (под руководством которого создавалась «Победа»), а ведущим конструктором новой модели стал Н.А.Юшманов. Неординарный автомобиль (заводской индекс ГАЗ-12) получил известность как ЗиМ – одна из легенд советского автопрома. Строго говоря, «Победа» М-20 тоже ЗиМ - изделие завода им. Молотова. Как и грузовик ГАЗ-51… Однако такое обозначение закрепилось лишь за 7-местным лимузином образца 1950 года.

Спереди ГАЗ-12 выглядел как обобщенный «дорожный крейсер» конца 40-х. 02. Капот ЗиМа откидывался на обе стороны – как удобней.
Новый ЗиМ обозначил собой очередной этап в развитии автомобилестроения – не только советского. Первый в мире 7-местный лимузин с несущим кузовом – не просто так. Жесткая и легкая (по сравнению с кузовом на раме) конструкция. И хотя под американской маркой Nash полногабаритные седаны с несущим кузовом серийно выпускались с 1941, модель Горьковского автозавода стала беспрецедентным событием. В начале 50-х никто в мире не решался на безрамную архитектуру автомобиля с колесной базой длиной аж 3200 мм. Только в 1958 появился грандиозный Lincoln (колесная база 3327 мм) с несущим кузовом. А ГАЗовские новаторы рискнули гораздо раньше, - и ЗиМ удался. И что характерно, автомобиль выпускали почти исключительно в черном лакокрасочном покрытии (кроме ГАЗ-12Б «скорой помощи» светло-кремового цвета и светло-серых таксомоторов).

Под капотом (со своеобразной двойной навеской) разместился двигатель ГАЗ-11, восходивший к 6-цилиндровому Dodge D5, лицензию на производство которого приобрели еще в довоенные годы. Американскую конструкцию «русифицировали» (перевели размерность из дюймовой в метрическую систему): при диаметре цилиндров и ходе поршней 82 х 110 мм рабочий объем рядной нижнеклапанной «шестерки» равнялся 3485 «кубикам». Степень сжатия 6,7, максимальная мощность – 90-95 л.с. при 3600 мин-1. И между прочим, ЗиМ стал первым отечественным автомобилем с 12-вольтовой электросетью. Тоже новаторское решение. Коробка передач ручная 3-ступенчатая с синхронизаторами на II и III (переключение «кочергой» на рулевой колонке), в заднем ведущем мосту гипоидная главная пара. Радикальным новшеством стало применение гидромуфты вместо обычного маховика - перед однодисковым сцеплением. Видимо, по образу и подобию крайслеровской FluidMatic: гидромуфта позволяла трогаться с места без выжима сцепления и останавливаться на светофоре без включения «нейтрали». Прообраз гидромеханических «автоматов», которые в 50-е стали все шире применять на легковых автомобилях – не только американских.



Снаряженный ЗиМ весил всего лишь 1940 кг и с места до 100 км/ч мог разогнаться (по позднейшим испытаниям) за … 37 сек. Грешно смеяться – в начале 50-х никому и в голову еще не приходило замерять время разгона. Максимальная скорость - 120-125 км/ч, а «сотню» лимузин мог держать на приличном шоссе сколь угодно долго. И кстати, ГАЗ-12 отличался довольно-таки ровным и плавным ходом – не в последнюю очередь благодаря внушительному весу автомобиля. В 1950-59 выпустили 21,5 тыс. экземпляров замечательного автомобиля. Не так уж мало – в разы больше, чем за все время ЗиЛовских «членовозов» и «Чаек» двух поколений в общей сложности. ГАЗ-12 использовали как такси, а также в качестве автомобиля «скорой помощи». И кстати, продавали всем желающим – по цене в 40 тыс. руб. (еще тех, до реформы 1961).

Из семейного фотоархива: А.И Марусича

{social-link}
Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии