Представители судов биев и казиев

Представители судов биев и казиев. Фото: 1910 год

Информационная справка: До XIX века в Киргизии судебные функции исполнялись биями и казиями, которые рассматривали споры, возникающие между кочевым и коренным населением и другими народностями, по нормам обычного (адат) и мусульманского права (шариат).

Такое правосудие просуществовало до вхождения Кыргызстана в состав царской России. До Октябрьской революции 1917 года территория Киргизии была раздроблена между отдельными областями

Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть Киргизии входила в состав Семиреченской области (Пишпекский и Пржевальский уезды), Таласская долина – в состав Сыр-Дарьинской (Аулие-Атинский уезд), южная часть Киргизии – в состав Ферганской и Самаркандской областей (Андижанский, Ошский, Наманганский, Ходжентский уезды и Памирский район).

Система судоустройства для местного населения Туркестана была установлена Положением «Об управлении Туркестанским краем», принятым в 1886 году, согласно которому образовалось несколько видов специальных и общих царских судов. К ним относились военно-судные комиссии, судебно-административные органы, окружные суды, судебные отделы, областные правления, уездные и мировые суды. Территорию Киргизии обслуживали окружные суды, находившиеся в городах Верный и Скобелев.

Согласно положению, судьи назначались генерал-губернатором на 3 года по выбору населения. На каждую должность судьи выбирались 2 кандидата, однако утверждать судью и кандидата мог только губернатор. Он же мог назначить новые выборы. В случае болезни или смерти судьи его обязанности выполнял кандидат в судьи также с разрешения губернатора.

Систему судов составляли:

– единоличные судьи (бии, казии);

– съезды судей;

– чрезвычайные съезды судей.

Институт биев и казиев сохранялся наряду с царскими судами. При этом бии и казии единолично рассматривали уголовные и гражданские дела, за исключением уголовных дел о государственных, об особо опасных и должностных преступлениях, а также о преступлениях, совершенных в отношении лиц русской национальности и в пределах русских поселений.

Из гражданских дел исключались гражданские споры и иски между представителями коренного населения и не принадлежащими к таковым, дела между лицами различных народностей, имеющих отдельные народные суды, а также по искам, основанным на актах, совершенных при участии русских властей.

Эти уголовные и гражданские дела были подсудны царским судам.

Бии и казии снабжались особыми нагрудными знаками для ношения при исполнении служебных обязанностей, а также должностными печатями и книгами для записи решений и актов.

Волостной съезд судей являлся 2-й судебной инстанцией для пересмотра дел по жалобам на неокончательные решения единоличных судей, при этом сторонам спора предоставлялось право по обоюдному согласию обращаться для разбора своих дел прямо к съезду. Съезд по желанию уездного начальника мог также рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве суда 1-й инстанции. Решения съездов считались окончательными, за исключением случаев, когда они выносились с превышением власти или по делам, им не подсудным.

Чрезвычайные съезды судей назначались по распоряжению губернатора для разрешения дел, в которых участвовали жители разных уездов или волостей, а также для рассмотрения ходатайств народных судей и их съездов о высылке подсудимых.

У лиц коренной национальности, ведущих оседлый образ жизни, чрезвычайные съезды состояли из судей тех районов, к которым принадлежали истец и ответчик или подсудимый, а у лиц, которые вели кочевой образ жизни, – из судей тех волостей, в которых числились стороны спора или подсудимые, не менее одного человека от волости.

Назначение судей в чрезвычайный съезд кочевого населения производилось уездным начальником и проводилось в присутствии начальника того уезда, в котором собирался съезд.

Начало созданию новой судебной системы было положено историческим Декретом о суде №1 (1917), которым была упразднена старая система, состоявшая из окружных судов, судебных палат и Правительственного сената со всеми департаментами, из военных и морских судов всех наименований, а также коммерческих судов.

Институт мировых судей подлежал замене местными (коллегиальными) судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам. При этом народные заседатели пользовались теми же правами, что и постоянный судья, председательствовавший в судебном заседании. Была установлена выборность судей на основании прямых выборов.

В первые годы после революции Советское правительство испытывало трудности в связи с отсутствием своих кадров (юристов) и поэтому использовало для работы в местных судах бывших мировых судей.



Декретом учреждались революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (далее – Советами), для рассмотрения дел, связанных с мародерством, хищением, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и других лиц.

Первым актом Советского правительства Туркестана о суде явилось постановление Совета народных комиссаров края (далее – СНК) от 30 ноября 1917 года «Об организации Временного революционного суда», в состав которого входили 5 представителей СНК, исполкома Ташкентского Совета рабочих и солдатских депутатов, исполкома Ташкентского Совета крестьянских депутатов и центрального бюро профсоюзов. Рассмотрение дел осуществлялось с участием присяжных представителей от различных организаций в количестве 15 человек.

В 1918 году был принят Декрет о суде №2, которым предусматривались:

– порядок деятельности окружных народных судов;

– кассация решений;

– верховный судебный контроль;

– порядок судопроизводства и подсудности;

– положения о судебной пошлине и судебных издержках;

– предварительное следствие;

– обвинение и защита;

– народные заседатели и судебное следствие;

– жалобы, помилования и восстановление прав;

– порядок исполнения решений и приговоров, а также положение о действующих законах.

При этом к названию суда «местный» было добавлено слово «народный».

В декрете были закреплены такие принципы судебного разбирательства, как гласность, устность и состязательность процесса, право обвиняемого на защиту. Судоговорение в судах всех инстанций допускалось на местном языке, тем самым осуществлялся важнейший принцип национальной политики нового правительства.

Согласно решению, принятому на I Съезде советов в 1918 году, в Пишпекском уезде были созданы Уездный революционный трибунал и следственная комиссия, помимо этого, стали избираться народные суды и в волостях. Были избраны Революционный трибунал, следственная комиссия и утверждены мировые судьи всех пяти участков уезда.

Учитывая религиозность местного населения и бытовые особенности Туркестана, правительство края не торопилось с упразднением судов казиев и биев. Постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Туркестанской АССР было утверждено Положение о суде казиев, которое несколько ограничивало компетенцию этих судов и упорядочивало рассмотрение ими дел с установлением соответствующего контроля со стороны советских органов.

1-й инстанцией в них являлся казий, который, руководствуясь нормами шариата, единолично рассматривал дела, апелляционной инстанцией был съезд казиев (3-5 человек). Для обжалования в кассационном порядке решений съезда казиев существовал Президиум исполкома, осуществлявший пересмотр дел на основании заключения Областной юстиции или Уездного бюро юстиции.

Положение предусматривало также учреждение для кочевого населения Ферганской области суда биев, который рассматривал дела по нормам адата.

Казии и бии получали содержание в виде определенного процента с исков, размер которых определял Народный комиссариат юстиции (далее – Наркомюст).

В 1921 году было утверждено Положение о высшем судебном контроле, тогда же организовали уездные бюро юстиции - органы, осуществляющие методическую помощь и контроль судебных учреждений на местах, а также дачу заключений по юридическим вопросам всем отделам уездного исполкома. Всего было организовано 12 уездных бюро юстиции.

Подавляющее большинство населения Киргизии вело кочевой образ жизни, поэтому оно редко прибегало к народному суду при разрешении своих споров. Распространение имели «аксакальские суды», рассматривающие споры на основе норм адата и шариата. По существу, они мало чем отличались от суда биев.

В связи с этим в конце 1921 года во всех местностях Туркестанской Республики, где имелось кочевое население, предусматривалось учреждение передвижных камер народных судей, действовавших на основании общего положения о едином народном суде. Передвижные камеры должны были действовать в непосредственной близости к населению, откочевывая вместе с ним на джайлоо летом и возвращаясь на зимовку.

В Пишпекском и Нарынском уездах действовали по 3 передвижные камеры, в Каракольском – 2 и по одной следственной камере к ним.

Для разрешения всякого рода споров в области имущественных отношений устанавливались жесткие гражданские нормы.