Совещание агитпропработников КАО



Совещание агитпропработников КАО Фото:1926 год

Информационная справка:В окт. 1926 агитпроп Киробкома ВКП(б) принял постановление об образовании национальной студии для подготовки работников театра, первоначально с шестимесячным, затем — с трёхлетним сроком обучения. Руководил ею певец и режиссёр Н. Н. Еленин (музыкальный руководитель Д. Д. Мацуцин, режиссёр А. Г. Поселянин, художник Г. А. Петров). Студия была не только учебный заведением, но и самостоятельным театральный коллективом. Многие её участники вошли впоследствии в состав трупп профессиональных театров, стали известными актёрами и театральными деятелями: А. Куттубаев, О. Джетикашкаев, С. Сабаев, А. Айбашев, К. Айбашева, ВТ. Тюменбаев, Дж. Джундубаев, О. Сарбагишев, К. Эшимбеков, А. Боталиев и др.

Первые спектакли были близки к музыкальным жанрам. Слушатели студии обучались дикции, декламации, гриму, музыкальной грамоте, сольному и двухголосному пению, танцу. Был организован оркестр русских народных инструментов, исполнявший произведения киргизской музыки. Первым значительным спектаклем стала первая киргизская драма «Горемычная Какей» М. Токобаева (1927), в к-рой явучал протест против бесправия женщин. В 1929 поставлена пьеса «Карачач» К. Джантошева, где тема борьбы молодых людей за счастье принимала черты социальной драмы. Ставились и переводные пьесы братских литератур: «Старшая и младшая жёны» («Байбиче-токол») казахского писателя М. Ауэзова и др. Большое значение в развитии киргизского театра имели постановки русской классики: «Ревизор» Н. В. Гоголя (1929) и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (1930). В процессе работы над спектаклями студийцы изучали основы реалистического актёрского искусства.

7 нояб. 1930 на основе студии был создан Кирг. государственный театр. Первый сезон он начал спектаклем «Алым и Мария» К. Джантошева, посвященным восстанию киргизского народа в 1916. Театр постоянно стремился к активному участию в общественно-политич. жизни республики, часто обращался к темам коллективизации сельского хозяйства, борьбы с классовыми врагами. В репертуар включались пьесы русской советской драматургии, но место действия переносилось в Киргизию («Ярость» Е. Яновского, музыкальная комедия «Хряк» Л. Мизандронцева и Л. Циновского (новое название «Тобурчак»). Ставились небольшие агитационные пьесы.



Трудности формирования киргизского театра сказались в постановке в 1932 спектаклей под общим названием «Академические вечера», в к-рых было дано искажённое освещение истории киргизского народа. Среди лучших работ этого периода — «Мятеж» Д. Фурманова, «Среди могил» («Бейит арасында») Р. Шукурбекова, «Враги колхоза» А. Куттубаева. В 1934 осуществлена постановка первой национальной музыкальной драмы «Не смерть, а жизнь» («Аджал ордуна») Дж. Турусбекова, в к-рой использовалась народная музыка. Спектакль отображал трагич. события из жизни киргизского народа.

Переломным в развитии республиканского театра стал 1935. На 4 Всекиргизском съезде Советов были рассмотрены предложения Наркомпроса по укреплению и расширению театрального дела в Киргизии, на основе к-рых правительство республики приняло постановление о дальнейшем развитии и укреплении национального театра, о повышении профессионального уровня актёрских и режиссёрских кадров. Одновременно во Фрунзе был создан постоянный русский театр (до этого работали труппы, набиравшиеся каждый сезон заново) из выпускников актёрского факультета ГИТИСа им. А. В. Луначарского. Театру было присвоено имя Н. К. Крупской. Осенью 1935 в ГЙТИСе организована киргизская студия под руководством В. А. Орлова. На режиссёрский факультет поступили актёры О. Джетикашкаев и А. Куттубаев.

Источник: Архив мемориального дома-музея М. В. Фрунзе