Животноводство. Коневодство. Конезавод

Сотрудники конезавода чествуют жеребца -победителя с жокеем. Фото:1958 год

Историческая справка: В прошлом местные киргизские лошади были в массе мелкорослые. Только в отдельных районах имелось небольшое количество культурных пород лошадей и их помесей, которых насчитывалось не более 0,2—0,3 % от общего поголовья. Однако местная киргизская лошадь в процессе длительной эволюции приобрела ряд ценных биологических и хозяйственных качеств: крепкую конституцию, выносливость, отличную приспособленность к круглогодовому пастбищному содержанию, неприхотливость, приспособленность к длительной напряжённой работе в горных условиях высокую молочность и способность быстро восстанавливать упитанность после зимних тебенёвок. Но местные лошади оставались низкорослыми, с небольшим живым весом и недостаточной работоспособностью, особенно по резвости.
Работа по массовому улучшению лошадей в Киргизии была начата сразу же после установления Советской власти в республике. Основными улучшающими породами были чистокровная верховая, донская, орловская рысистая и их производные.

Систематическая племенная работа с помесями, полученными от скрещивания киргизских лошадей с чистокровной верховой и донской породами, при правильной организации полноценного кормления молодняка, позволила большому коллективу коневодов республики вывести более крупную работоспособную новую породу лошадей, которая в 1954 году была утверждена и названа новокиргизской.

В настоящее время в республике функционирует 6 конных заводов, в том числе 4 по разведению новокиргизских, 1 донской и 1 орловской пород; 4 государственные заводские конюшни с ипподромами.

В зоне ГЗК числится более 30 племенных ферм. В столице Киргизии – городе Фрунзе функционирует республиканский ипподром. Все эти коневодческие хозяйства являются базой дальнейшего развития и совершенствования племенного коневодства.

За последние годы в Киргизской ССР удельный вес породных лошадей возрос до 79 %, что составляет 87,8 тыс. голов, в том числе в колхозах и совхозах числится 35 тыс. породных кобыл, или 83 % от всего маточного состава. Наибольший процент занимает новокиргизская – 66 %, донская – 20 %, рысистая – 12 %, чистокровная верховая – 1,5 % и другие породы – 0,5 %. Однако количество чистопородных лошадей остаётся всё ещё небольшим и составляет от общего породного поголовья 9 %. В этот процент входят не все жеребцы-производители. Так, например, в случной сезон 1967 года в числе 2800 голов жеребцов-производителей чистопородных было всего лишь 50 %. Не отличаются они и высоким классом: элита – 4 %, первого класса – 26 %, второго – 15,6 % и 54,4 %, или 1530 жеребцов, не удовлетворяют даже требованиям второго класса. Остаётся низким и выход молодняка на 100 кобыл – 48 жеребят. Поголовье лошадей по сравнению с 1952 годом сократилось до 191,5 тыс. голов, или боле чем в 2,6 раза. Такое положение с ростом поголовья говорит о том, что некоторые руководители и специалисты многих хозяйств самоустранились от руководства работой по коневодству.



Однако многие хозяйства, наряду с другими видами животных, не ослабили внимания к коневодству и получают от него большие прибыли. В таких хозяйствах лошади широко используются на перевозках груза на небольшие расстояния и ряде полевых работ, особенно на снегоуборке на горных склонах. По нашим данным, в республике ежегодно используются на обслуживании животноводства не менее 100 тысяч лошадей, а к концу семилетки это число должно увеличиться до 150 тыс. голов.

В прошлом году многие хозяйства республики, в том числе совхоз Джанги-Джол, Джанги-Джольского района, учебно-опытное хозяйство Киргизского сельхозинститута (Фрунзенский конзавод) Сокулукского района; Тянь-Шаньское ордена Ленина опытное хозяйство Киргизского научно-исследовательского института животноводства и ветеринарии (Нарынский конзавод), ордена Ленина колхоз «Красный Октябрь», Московского района, и многие другие, получили от коневодства от 10 до 100 тыс. руб. прибыли. В этих хозяйствах работают опытные коневоды, которые ежегодно выполняют и перевыполняют взятые на себя обязательства. Так, например, табунщик Кокетаев Шералы из Тянь-Шаньского ордена Ленина опытного хозяйства в течение нескольких лет при круглогодовом табунном содержании кобыл добивается высокого выхода жеребят. В 1966 году от закреплённых за ним 150 кобыл получил и сохранил 116 жеребят, или по 76 жеребят на сто кобыл. Табунщик Макашев Эсенгельды из учхоза Киргизского сельскохозяйственного института в течение более 15 лет получает ежегодно по 70—95 жеребят на сто кобыл, за что был удостоен высокой награды – ордена «Знак Почёта». Табунщик М. Нурбаев в суровых условиях высокогорного Ат-Башинского района (колхоз имени XXII партсъезда) от 26 кобыл получил и сохранил 26 жеребят. Замечательных успехов добились коневоды совхоза Джанги-Джол.

Под руководством Суеркулова Атамырза коллектив коневодческой фермы получил и полностью сохранил 98 жеребят от 99 кобыл. Герой Социалистического Труда Кулов Бейшеналы работает табунщиком в колхозе «Путь к коммунизму», Сокулукского района, 36 лет и из года в год добивается больших успехов. Так, в 1966 году он от 28 закреплённых за ним кобыл получил по жеребёнку и полностью их сохранил.

Успех не приходит сам по себе. Передовики производства, умудрённые жизненным опытом, не забывают и о своевременной заготовке кормов. В разгар сеноуборки они возлагают обязанности табунщиков на членов семьи, а сами принимают активное участие в заготовке сена на зимний период. Во время пастьбы умело используют отведённые для табунов пастбища, соблюдается сезонность. Следят за сроками выжеребки кобыл и, как правило, раннюю выжеребку проводят в укрытии – сарае. В случной период создают нормальные условия содержания, ухода и кормления не только кобылам, но и жеребцам-производителям.