Исторические личности: Алексей Михайлович Фетисов

Алексей Михайлович Фетисов со своими детьми Фото: 1886 года

Историческая справка: К числу людей, талантам которых в обстановке отвратительных обывательских нравов не удалось развернуться в полную силу, относился садовод А. М. Фетисов. Это был выдающийся ботаник не только по образованию, но и по призванию. Он с готовностью принял предложение Петербургского ботанического сада направиться с экспедицией в Среднюю Азию с целью коллекционирования образцов растительного мира.

Верненские власти предложили Фетисову перейти на работу в область. Надеясь воплотить свои творческие замыслы, Фетисов дает согласие. Весной 1879 года он прибывает в Пишпек и горячо берется за любимое дело, замыслив создать среди пустынной долины гигантский сад, превратить заболоченные, бросовые земли в дивный зеленый оазис. Этой же весной он закладывает основание сада, разводит европейские сорта фруктовых деревьев. И в скором времени на одном из участков теперешней Карагачевой рощи возникает плодовый питомник.

Невообразимые трудности преодолевает садовод. Показной интерес к древонасаждению со стороны семи- реченского военного губернатора сразу же обнаруживает свое подлинное существо. В мае 1879 года губернатор присылает два пуда карагачевых семян. Семена не проросли, оказались невсхожими. Фетисов выписывает из Андижана новые семена. Борется за воду, за землю, посылает директору Петербургского ботанического сада коллекции среднеазиатских растений, просит взамен новые сорта деревьев и кустарников. Связывается с известным нежинским садоводом Аксютки- ным, просит черенков, отводков, семян. Пишет любителям-садоводам Марселя и предлагает им семена туркестанской горной флоры. Из Франции получает виноград Шампани, редкие сорта фруктовых деревьев. Фетисовский питомник быстро расширяется, снабжая поселян саженцами и семенами. Уже в 1881 году в саду имелось множество доселе невиданных в этих местах растений.

Но нужны были средства, новые земли, вода для дальнейшего расширения плантаций. Начальство к деятельности садовода относилось безучастно. Наконец, отводится место для новых посадок: 8 десятин, заросших камышом, на левой стороне Аламединки. Нужно было снова добывать средства, но необходимой помощи Фетисов не получал.

Отчаявшись убедить начальство обычными аргументами о великой пользе древонасаждений, ученый садовод переходил на язык предпринимателя. «...Если оценить каждое десятилетнее дерево в 10 коп., — писал Фетисов в записке на имя начальника уезда 9 января 1882 года, — то с 15 десятин 150 ООО деревьев дадут 15 000 рублей... Андижанский карагач в г. Пишпеке в течение десяти лет достигает роста, годного на телеграфный столб, и стоимость этого леса возрастет на много большую сумму, чем я оценил...» В конце записки Фетисов просит в течение 8—9 лет ежегодно отпускать на увеличение плантации 400—500 рублей и снова убеждает чиновников в том, что через 10 лет затраты окупятся и роща превратится в доходную для уезда статью.



Коммерческая аргументация, как видно, дошла до сознания властей. Во всяком случае древонасаждения в Пишпеке стали сравнительно быстро развиваться, и к 1904 году, как это явствует из документов, Карагачевая роща уже занимала 80 десятин.

Помимо Карагачевой рощи Фетисов занимался культивированием плодовых деревьев, винограда, декоративных растений. Бывший начальник Токмакского уезда Нарбут в записке о Пишпеке свидетельствует:
«...В настоящее время в питомниках казенного сада находится около 80 тысяч различных деревьев, заключающихся почти в 200 сортах. На постоянных же местах, вместе с ассортиментом маточных фруктовых деревьев и кустарников, находится около 7000 экземпляров... Сад занимает пространство около 200 десятин и состоит из трех отделений: декоративного, плодового и огорода...»

С именем Фетисова связана не только история Карагачевой рощи. Он был инициатором создания в Пишпеке школы садоводства, где поначалу занимались 15 киргизских и 4 русских мальчика. Фетисов лично заведовал школой и преподавал в ней. Именно этому человеку обязан город Фрунзе существованием Карагачевой рощи и примыкающего к ней фруктового сада. Жители не только всех окрестных, но и отдаленных селений, находящихся от Пишпека за сотни километров, начинали разведение садов, пользуясь саженцами и семенами пишпекской плантации.

В 1898 году садоводы-фетисовцы организовали посадку Дубового парка, а в День леса, 4 апреля 1902 года, с активной помощью жителей заложили сквер (теперь это часть проспекта Дзержинского).

Всю свою жизнь А. М. Фетисов посвятил созданию лесного и плодового хозяйства в Пишпеке. Вечно испытывая большую нужду в средствах, он был лишен возможности вести планомерную научно-исследовательскую работу. Обстоятельства заставляли заботиться о хлебе насущном и об удовлетворении неотложных нужд зеленого обрамления города. Он вынужден был разводить плантации хмеля и даже прибегнуть к сыроварению, что, разумеется, не отвечало его склонностям как ботаника-ученого. Впоследствии его плантации перешли в руки купцов Дубинина и Терентьева, а хищническая эксплуатация плодового сада привела к его упадку, к вымиранию деревьев. И только в годы Советской власти были приняты надлежащие меры к лесонасаждению во Фрунзе в самых широких масштабах.

Благодарные фрунзенцы и поныне добрым словом вспоминают садовода-энтузиаста А. М. Фетисова, плодотворно потрудившегося над созданием зеленого наряда республиканской столицы.