Узген. Узгенский мавзолей

Узгенский мавзолей Фото: 01.07.1972 год

Аннотация: Общий вид северного узгенского мавзолея до реставрации.Северный мавзолей. XII век

Автор фото: Э. Вильчинский

Информационная справка: Памятники Узгена считаются классикой караханидской эпохи (X-XII вв.). Особая значимость их в том, что они расположены компактно, наглядно показывая развитие архитектуры во времени (Средний мавзолей – начало XI в., Северный – 1152г., Южный – 1187 г.). Отдельно стоящий минарет датируется серединой XI в. Ни одна работа по архитектуре и искусствоведению центрально-азиатского средневековья не обходится без ссылки на эти памятники.

Узгенский архитектурный комплекс представляет собой группу из трех мавзолеев, пристроенных друг к другу порталами в одну линию. Так как группа протянута с севера на юг, то мавзолеи получили условные названия Северный, Средний, Южный. В ста метрах от мавзолеев к северу находится минарет. Вся группа расположена на площадке холма древнего шахристана, круто опускающегося к берегу реки Карадарьи.

Самым ранним памятником комплекса является Средний мавзолей. По характеру кладок (фигурные кладки интерьера) и кладок спаренными кирпичами, также ряду других специфических признаков, его относят к началу XI в.

Это единственный в истории архитектуры караханидского времени мавзолей с двумя порталами. Объясняется это тем, что въезд в Узген осуществлялся с запада и западный портал должен был восхищать въезжающих, а Южный был обращен к Карадарье, то есть, издали был виден на караванном пути, идущем вдоль ее берега.

Порталы Среднего мавзолея достаточно развиты и имеют все членения, которые затем найдут свое классическое завершение в монументальных формах Северного мавзолея. Это угловые колонны, которые несут антаблементы, «П» - образная орнаментальная рама, затем выкружка, через которую осуществляется переход ко второй, углубленной орнаментальной раме с тимпанами и стрельчатой аркой входной ниши, наконец, входная ниша и вход.

В Среднем мавзолее на западном портале выкружку заменяет жгут из граненых кирпичиков. Это уникальный для караханидской архитектуры случай. Однако в результате медленного сползания грунта к реке, план Среднего мавзолея деформировался: из квадрата он стал превращаться в ромб. Конструкции не выдержали такой растяжки и купол рухнул вместе с верхней частью стены западного портала.

В 1152 году к северной стене Среднего Мавзолея был пристроен Северный мавзолей, который «позаимствовал» у Среднего северную угловую колонну, отчего оба портала составили единую, переходящую друг в друга систему.

Северный мавзолей по продуманности пропорций членений, по орнаментальным решениям, которые гармонируют с архитектурными формами является уникальным. В облицовках портала применялись резной ганч и резная терракота, а также рельефный орнамент из кирпича.

В 1187 году с южной стороны к Среднему мавзолею был пристроен Южный. Он также «взял» южную колонну Среднего мавзолея. Таким образом, памятники стали триединым целым. Южный мавзолей интересен резной терракотой портала. Из резного ганча выполнен только соффит входной ниши. Пропорции портала теряют монументальную простоту Северного мавзолея.

Все 3 памятника выполнены из характерного жженного кирпича караханидской эпохи на глиняно-ганчевом растворе. Поздних ремонтов и попыток вторжения не имели. Реставрировались в 1927 и в 1976-80 гг.

Минарет Узгена середины XI в. имеет развитые членения, характерные для среднеазиатских минаретов: стилобат, восьмигранный цоколь и коническое тело, сплошь орнаментированное фигурной кирпичной кладкой. Орнаментальные мотивы широких поясов отделены друг от друга узкими орнаментальными полосками, что создает своеобразную художественную ритмику.



Верхняя часть минарета примерно 1/3 тела памятника разрушена, видимо, в результате землетрясения. Над уцелевшей частью в 1923 году был поставлен фонарь, характерный для ферганской школы конца XIX в. Реставрирован в 1983 г.

Возможный сравнительный анализ: Эти памятники лежат в рамках караханидской культуры, которая стала основой развития всей центрально-азиатской архитектуры в последующее время. Они перекликаются с другими караханидскими памятниками нашего региона общностью идей развития архитектурного образа. Искать аналогии в деталях и орнаментике бесполезно, они оригинальны.

Подлинность: Памятники выполнены из характерных для караханидского времени материалов. В ранних (минарет, Средний мавзолей) орнаментика из жженного кирпича, характерная для XI в. Северный и Южный мавзолеи в терракотовых мемориальных надписях при переводе с хиджры дают даты 1152 и 1187 гг. соответственно.

История и развитие: Построенные в XI-XII вв. памятники постепенно разрушились, но антропогенных воздействий не испытывали до XX в., когда был установлен в 1923 г. фонарь над минаретом, в 1927 г. реставрированы мавзолеи, а в 1970-е-83 г. проведена реставрация всего комплекса.

Обследование памятника: После обследования памятника МОиК в 1996 г. был учрежден историко-культурный музей-заповедник. Он функционирует, однако статус его до сих пор не утвержден.

Сохранность: Сохранность памятников хорошая, однако, требуется реставрация куполов, смысл которой в том, чтобы убрать современную гидроизоляцию, которая полностью отключила купола от окружающей среды и восстановить на них покрытия из традиционных материалов.

Уникальность архитектурных памятников Узгенского ААМК заключается в том что специалисты историки и архитекторы считают его одним из самой богатейшей энциклопедией архитектуры Караханидского периода из истории Центральной Азии. В минаретах и мавзолеях применены более 100 видов архитектурных элементов и декоров из древнего жженого кирпича и керамики. Удивляет температура и водостойкость материалов и архитектурных элементов стены, которые не потеряли более девяти столетии свою формы и цвета. Минарет, построенный в середине XII- века имел высоту 44 метра и служил для призыва мусульман к молитве. В результате землетрясения половина сооружения минарета разрушилась и в 1923 году реконструирована. В настоящее время он имеет высоту 27,4. Рядом располагалась мечеть и медресе который сегодня от них остались только руины. Хорошо сохранились три мавзолей который построен в отдельности с разрывом 30-40 лет.

В мавзолее похоронены представители династии Караханидов. По версии ученых в среднем мавзолее захоронен основатель династии Караханидов Наср ибн Али, и он построен в. начале ХП-века. Северный мавзолей построен правителем Тогрул Кара-Хаканом Хусейн Хасаиом ибн Али. Строительство завершено в 1152 году. Южный Мавзолей построен в ! 187 году, и судя по старой арабской надписи в пештаке -захоронен /сипахсалар/ главный военотгачалыгак Караханидов. Затем стало традицией хоронить в мавзолее правителей Узгена. В ХУ-веке были захоронены приближенные люди Бабура, правители Султан Санжар Мази, Султан Илек-Мази и их матери. В честь их народ до сих нор называет мавзолей «Султаным». При археологических раскопках были обнаружены в 3-х помещениях мавзолея 60 захоронений