Иссык-Атинские минеральные воды

Иссык-Атинские минеральные воды. Пишпекскиий уезд. Фото: 1906 год

Историческая справка: В Пишпекском уезде, в Иссыгатинском ущелье Александровских гор, верстах в шестидесяти от Пишпека, находятся минеральные ключи, которые, по словам туземцев, своими целебными свойствами с незапамятных времен пользовались между ними широкою известностью и в настоящее время на Иссыгатинские минеральные воды каждое лето стекаются больные с различных отдаленных городов и местечек Семиречья, Туркестана и Ферганы; наплыв больных с каждым годом все более и более увеличивается. дорога, ведущая к этим водам из Пишпека, довольно разработана, хотя и не во всех местах одинаково. Ущелье, где находятся эти воды, узкое, заваленное в обилии камнями, довольно бедное растительностью, но богатое дикими величавыми красотами природы; в различных местах и на значительной высоте встречается здесь, между прочим, так называемый иссык-кульский корешок (Aconitus Napellus), получивший столь широкую и вместе с тем печальную известность, прекрасные голубые цветы которого, ярко и нежно отсвечивая на серым фоне высоких плоскогорий, могут предательски жестоко обмануть незнакомого с ядовитыми свойствами страшного растения.

Природа щедро наделила беззащитных туземцев, послав им эти минеральные ключи, которые на небольшом пространстве рассеяны здесь в обилии; к сожалению и до настоящего времени они еще далеко не все разработаны надлежащим образом. Ключи эти имеют разнообразную температуру, самые горячие имеют38-39° по Реомюру. [53] В нескольких саженях от этих ключей, внизу их, круто спустившись под гору, находится громадный камень-валун вышиною около трех с половиной аршин, на этом камне высечено одно изображение Будды. Будда изображен сидящим в цветке лотоса или в облаках 5; по левую сторону его находятся надписи, которые довольно плохо видны, благодаря отчасти шероховатости самого камня, а отчасти, быть может, и потому, что камень все более и более выветривается, самое же изображение сохранилось вполне ясно и отчетливо. Перед этим изображением в 1886 году была небольшая площадка полукруглой формы, обнесенная камнями, где находилось несколько камней с надписями; камни эти лежали на земле перед самым изображением; в груде камней, которыми выложена площадка перед буддийским изображением, мне также встретились два камня с теми же надписями. При сличении, надписи на всех этих камнях оказались одинаковыми между собой как по форме и величине букв, так и по расположению их; надпись, находящаяся с левой стороны изображения, оказалась тождественною с надписями на всех отдельных камнях. Вокруг некоторых ключей я также нашел довольно большие камни с такими же надписями; камнями этими были выложены ключи; такой же один камень попался мне и на дне одного ключа с тождественною надписью; целы ли теперь эти камни или нет, я не знаю, так как с 1886 года мне не приходилось более бывать на Иссыгатинских минеральных ключах. Как оказалось, высеченные на всех этих камнях надписи составляют магическое для буддиста изречение: «om mani pad me hum». Даже наиболее ученые ламы плохо могут объяснить его. Предполагают, что это молитва, обращенная к Будде-Ченраизи, особенному божественному покровителю Тибета. Эти слова санскритские и в буквальном переводе значат: «о Бог, сокровище в лотосе, аминь,» то есть «О, Господи, сокровище цветка лотоса», и относятся к сказочной истории о [54] перевоплощении на благо человечества Будды-Ченраизи из цветка лотоса. 6



Надписи на всех камнях, как видно, сделаны были когда-то рельефно и отчетливо и мастер, воссоздавший их, обладал, по свому времени, весьма хорошим и совершенным резцом, которым и пользовался весьма искусно и умело, но не все надписи сохранились с одинаковой ясностью и отчетливостью. Лучше всего сохранились надписи на тех камнях, которые находились подле самого изображения Будды, плохо же оказались видными надписи на тех камнях, которые были найдены вблизи ключей: очевидно, что последние долгое время подвергались влиянию, с одной стоны, сырости, а с другой стороны действию минеральной воды. Самое же изображение Будды, сделанное весьма тщательно и притом очень тонким резцом, сохранилось до наших дней вполне отчетливо, благодаря, быть может, тому обстоятельству, что оно приезжающими киргизами и сартами, получившими облегчение на этих водах, в знак благодарности обильно и щедро вымазывается бараньим салом, почему оно всегда покрыто толстым слоем его, и чтобы точно снять это изображение, требуется немало усилий и труда удалить хотя часть этого сала, а накопившегося на нем в течении многих и многих годов.

ПОЯРКОВ Ф. В. ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ПО ПИШПЕКСКОМУ УЕЗДУ И ПО БЕРЕГАМ ОЗЕРА ИССЫК-КУЛЯ

Информационная справка: Кыргызстан богат минеральными источниками. Лечебные свойства таких источников, как Хазрет-Аюбские (Джалал-Абад), Арашан (Иссык- Атинские), Арашан (Аксуйские), Джеты-Огузские были издавна известны коренным жителям. Они пользовались ими, просто купаясь, не соблюдая норм приема ванн и правил гигиены.

Русские врачи-исследователи внесли огромный вклад в изучение физико-химических, лечебных свойств и в правильное использование минеральных источников Кыргызстана. На их содержание отпускались средства местных учреждений и общества Российского Красного Креста. Например, Аксуйские и Джеты-Огузские минеральные источники содержались на средства Пржевальского городского и уездного управления, а Иссык-Атинские -местным обществом Российского Красного Креста. Были устроены ванны, построены помещения для жилья, производился ремонт и т.д. В результате таких мер посещаемость источников росла из года в год. Так, если в 1905 году на Иссык-Атинских источниках побывало 2450 больных, то в 1903 - 8750 посетителей.

Описанию минеральных источников и курортных богатств Кыргызстана посвящены работы многих дореволюционных исследователей, в частности, А.В. Виноградского, А. Андреевского, Н. Гейцига, М. Рождественского, Н.Б. Тейко, И.И. Бунина и др.

Таким образом, с вхождением Кыргызстана в состав России в регионе появились первые лечебные учреждения, была начата более эффективная борьба с такими массовыми и эпидемическими заболеваниями как оспа, малярия, холера, тиф. Во многих его районах проводилось оспопрививание, что было исключительно новым и эффективным средством. Открытие больниц, амбулаторий, аптек и других медицинских учреждений, хотя и в недостаточном количестве, все же было для Кыргызстана большим достижением.

Айтмамбетов Д. Культура киргизского народа .... -С. 232-233.