Архитектура и градостроительство Кыргызстана


Освоение нынешней территории Кыргызстана для хозяйственно-бытовой жизни древними племенами началось ещё в каменном веке. В пещере «Сел-Ункюр» (находится около Айдарке на Ошской области, примерно 800—500 тыс. лет до н. э.), в стоянке «Он-Арча» возле с. Эчки- Башы (Тянь-Шанский р-н, 300 тыс. лет до н.э.) обнаружены каменные орудия. Это позволяет предположить что территория Кыргызстана, на ряду с Южным Таджикистаном и Южной Туркменией, является одной из немногих р-нов первоначального заселения человеком Центральной Азии в эпоху палеолита.

Социальную базу общества в каменном веке составляет первобытно-общинный строй, где древние люди занимались изготовлением каменных орудий, охотой, а также усваивали примитивные способы строительного дела. Большие и малые семейные общины организовывали себе в удобном месте долговременные стоянки (стойбища), приспосабливая для этих целей пещеры и гроты. Эту деятельность можно рассматривать как начальные опыты строительства.

Активное заселение юго-зап. предгорий Ферганы началось примерно в 1 тыс. до н. э., в особенности, во время становления Даваньско- го государства, когда происходило массовое переселение скотоводов из долины в предгорья. Пришельцы из равнинной Ферганы обжили до лину р. Кожо-Бакырган-Сай. Причина переселения была чисто хозяйственная: в это время в долине быстрыми темпами развивалась иррига ционная сеть, сокращались пастбища. Поселения довольно густо размешались вдоль основных водных артерий (Исфана-Сай, Лейлек и Кожо-Бакырган). С древнейших времён характерным типом расселения здесь были отдельные укреплённые дома (дома-крепости), усадьбы и укреплённые посёлки.

Начиная с эпохи бронзы, в освоении территории Кыргызстана древними племенами происходят существенные изменения. Это было связано с двумя факторами: постепенным образованием осёдло-земледельческих оазисов в Ферганской долине и формированием так называемых древнекочевнических комплексов (территориально-культурных общностей) в горных ареалах (Ысык-Кёлская котловина, Чуй, Талас, Внут ренний Тенир-Тоо). Появление ранне кочевнических племён имеет важное историческое значение для понимания специфических особенностей расселения в древности.

Поселения эпохи бронзы, по сравнению со стоянками, создавались как долговременные места обитания пастушеско-земледельческого населения и служили в качестве центров их хозяйственной и общественной деятельности. В зависимости от занимаемой территории и кол-ва жилых и хозяйственных построек (наземных и полуназемных) можно различать крупные (70— 80 построек) и малые (30—40 построек) поселения.

Выбор территории для разбивки поселения определялся с учётом многих естественных факторов. Наличие воды, речки, родника, защищённость от ветра, освещённость солнечными лучами, топография местности (рельеф), характер растительности и др. обуславливали преимущественно компактную планировку поселения, рядом с поселением размещались, как правило, кладбища. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в целях обеспечения безопасности, поселения ограждались валом и рвом. Основную массу застроек занимали жилые постройки, среди них выделяются дома, пригодные для совместного проживания от 20—25 до 35—40 чел. Соответственно, площадь жилища была от 100 до 400 м2 . Отдельные строения предназначались для производственно-хозяйственных нужд, др. использовались как культовые помещения.

Самым знаменитым историко-архитектурным памятником эпохи бронзы, обнаруженным на территории современного Кыргызстана, является так называемое «Ошское поселение». Это древнее селение, с заранее обдуманной планировкой в виде террасы, располагалось на юж. склоне горы Сулайман-Тоо и существовало в течение нескольких столетий. Многолетние археологические исследования, начатые с 50-х годов такими учёными, как Ю. А. Заднепровский, Л.Л. Гуревич и др., позволили довольно отчётливо представить зачатки планировочной, функционально-пространственной организации это го довольно компактного жилого и хозяйственного образования и проследить уровень строительно-технического умения древних земледельцев Ферганы в сооружении полуназемных построек (землянок). На склоне гор при помощи специально врубленных уступов образованы около десяти параллельных террас (ширина около 8 м, высота ступени около 2,5 м), на к-рых размещались более сотни землянок.

Из поселений эпохи бронзы выделяются в Чуйской долине — Беловодское (15—13 вв. до н. э.), Аламюдюнское, Александровское, Жай ылма и Каиндинское (12—9 вв. до н. э.), в Ток тогуле открыто коллективное жилище на 25 чел. Поселения эпохи бронзы принято считать «андроновскими и чустскими», к-рые соседствовали с так называемыми «ранними кочевниками». Юж. регион Кыргызстана примыкал к урбанизированной юж. части Центральной Азии, а сев. регион преимущественно к степной кочевой культуре саков. Кочевое и полукочевое население древнего Кыргызстана находилось в поли тической, хозяйственной, экономической и культурной взаимосвязи с урбанизированным Ферганским земледельческим оазисом. Уже в ран нем средневековье сев. регион Кыргызстана становится относительно урбанизированной территорией, как и юж. регион.

Развитие двух типов хозяйственной деятельности и культурно-бытовой жизни ( кочевников и земледельцев), к-рые сложились исторически на территории Кыргызстана еще в 1 тысячелетии до н. э., обусловили параллельное существование двух видов жилища — переносного и стационарного.

Кочевники пользовались такими разновидностями переносного и легкосооружаемого жилья как шалаши, шатры и юрты. Полукочевники могли прибегать к обоим видам жилища. Диапазон стационарного жилища был довольно широк. Это — жилища в виде землянок и полу землянок, дома из глины, каменно-глиняные и из деревянных срубов. В отдельных случаях для жилья годились искусственные и естественные пещеры и гроты. Стационарные жилые строения от переносных отличаются не только конструкцией, материалом, но и более развитой планировкой, включающей хозяйственные постройки, иногда дворовые пространства. Все эти виды жилища имели место в древней и средневековой истории Кыргызстана. Вместе с тем юрта, по сравнению с др. видами, наиболее приспособленная к традиционному образу жизни кыргызов, по праву считается основным типом жилища, воплотившим в себе пространственно-космологические, мифопоэтические, духовно-эстетические архетипы этноса.

История существования юрты, дошедшая до наших дней, насчитывает не менее двух тысяче летий. Ранними формами юрты были войлочная, с жестким деревянным каркасом и так называемая кибитка-повозка, т.е. юрта на колёсах. Сборно-разборная мобильная юрта сформировалась гораздо позднее.

Причудливые деревянные конструкции без гвоздей, разнообразные войлочно-тканевые обрамления, красочное внутреннее убранство, соразмерность и пространственный порядок, специфическая эстетика кыргызской юрты шлифовались веками, создавая гениальное творение на родного зодчества.


Возникновение городов на территории Кыргызстана имеет специфические особенности, связанные со своеобразной эволюцией исторических процессов. В эпоху железа в Ферганской долине появляются города с прямоугольной формой планировки, окружением из крепостных стен с многочисленными башнями-бойницами. Подобная планировка была у столичного города Мархамат (Эрши). К такому же относится Янги- Базарское городище (вблизи с. Эски-Ноокат). Город Мархамат (Эрши) как столица Даваньского государства имел важное социально-политическое, культурно-экономическое значение во всей Ферганской долине.

А. Н. Бернштам указывает, что Эрши состоял из двух частей — внутренней и внешней. Во внутреннем городе, обнесённом крепостной стеной, выделяются жилые кварталы, дворцы пра вителей, религиозный центр и др. Ориентированный по сторонам света внутренний город составлен в виде строгого прямоугольника разме ром 500x750 т. Дворец был возведён из глины, в плане имеет «т»-образную планировку. На против дворца располагалось вытянутое с востока на запад храмовое сооружение, а между ними находилась площадка для священного огня. Се редину городища формируют ряды мастерских и жилые дома ремесленников. Жилые дома тесно примыкали друг к другу и образовывали целые монолитные кварталы. Стены в жилых домах воз водились солидной толщины, что позволяло предусматривать в них несколько ниш. Внутренний город был защищен высокой и прочной крепостной стеной с башнями, для возведения стены использовались крупные квадратные кирпичи размерами 40x40x10 ст. Предвратное сооружение и трое ворот обеспечивали связь с внеш ним окружением. Внешний город также был обнесён оборонительной стеной, но без башен. Внутри этого пространства сохранились много численные остатки отдельных сооружений и холмы. По историческим сведениям данный город построили племена аристеи. А. Бернштам указывает, что эти племена скифского происхождения, славились своими лошадьми и почитали культ коня.

Изучение руин крупного поселения, известного под названием городище Шоробашат (16 в. до н. э.) свидетельствует о том, что здесь был административно-военный и религиозно- культовый центр земледельческого оазиса и ко чевых племен. Городище расположено на поло гом склоне гор, на малодоступном месте. Мес то расположения городища выбрано возле поймы р. Яссы, к-рая сливается с р. Кара-Дарыя. Городище расположено вдоль реки с востока на запад. Занимаемая площадь городища около 70 га (примерно 1400x500 л»). Его окружает единый вал длиною до 3 км, высотою 6 л». По всей видимости, городище было укреплено мощными крепостными стенами, о чём свидетельствуют развалины нескольких башен. Река служила естественной преградой с юж. стороны. Городище состоит из четырёх относительно самостоятельных укреплённых частей: 1) цитадель; 2) религиозный комплекс; 3) убежище; 4) военный лагерь. Крепость-цитадель размерами пример но 250x300 т, трапециевидной формы. К севе ро-зап. части цитадели примыкает огороженная территория для религиозных обрядов. От религиозного комплекса сохранились остатки двух помещений. В первом помещении найдены раз личные скульптурные изображения, во втором находились хозяйственные ямы и очаги. Зап. часть служила убежищем для окрестного населения и для загона скота во время нападения врагов. Геометрическая форма военного лагеря в виде скошенного квадрата резко отличается от овальных очертаний др. укреплений. Конструкции оборонительных укреплений Шоробашата не похожи на крепостные стены городища Эрши.

Заметный след в культуре Кыргызстана оставили усуни, проживавшие здесь с 7 в. до н. э. Большое кол-во поселений, погребальных сооружений — курганов усуньского времени обследованы археологами в Чуйской, Таласской доли нах, Ысык-Кёлской котловине и во Внутреннем Тенир-Тоо. Сакские племена оставили за собой знаменитые «царские курганы» и так называемый «звериный стиль» в искусстве. На территории Кыргызстана имеются многочисленные памятники курганной архитектуры, олицетворяющие космологические представления древних кочевников. В начале нашей эры Средняя Азия вступает в период разложения рабовладельческих и полурабовладельческих государств и обществ. Общеисторическая ситуация в 1 в. до н.э. — 3 в. н.э. складывается таким образом, что производительные силы и общественные отношения достигают более высокого уровня, чем в преды дущую эпоху. Возникает огромное кушанское царство, под господством к-рого оказалась юж. часть Древнего Кыргызстана. Число городов становится максимальным за всё время истории древней Средней Азии. Под влиянием этого времени и кушанской культуры формируется один из древних и знаменитых городов Кыргызстана Узген, а также города Касан и Кара-Дарыя. Количественно вырастает сеть сельских поселений, находящихся в экономической и политической зависимости от городов. Именно в это время возникают контуры системы «город — деревня — мобильное кочевое население», к-рому было суждено в разных соотношениях функционировать вплоть до 20 в. Население Кыргызстана на протяжении всего кушанского времени вело вне шнюю торговлю с Китаем, приволжскими сар матскими племенами, гуннами, Согдианой, Бактрией и многими др. царствами, поскольку через территорию Кыргызстана пролегала одна из ветвей Великого Шёлкового пути, по к-рой следовали торговые караваны.

В юж. регионе Кыргызстана в это время ус танавливаются тесные торгово-хозяйственные и культурно-бытовые связи между оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами. В дан ном историческом периоде наблюдаются 2 типа расселения: 1) равнинно-долинное расселение, к-рое имело в Фергане очаговый (стационарный) характер, периодами уплотняющееся или разре жающееся в зависимости от изменения военно- политической ситуации, социально-экономических, климатических и др. условий; 2) предгор ное расселение родо-племенных общин, подвер женное быстрым динамическим трансформаци ям в силу ведения кочевого хозяйствования и быта.

Городская жизнь в земледельческих оазисах Средней Азии, в т.ч. в Ферганской долине, ста новится несравненно интенсивной, чем в пре дыдущий период. Усиливается роль городов в экономической жизни регионов, в укреплении власти кушанских правителей, в культово-рели гиозном отношении, особенно в сооружениях буддийского типа, а также некрополей. Посте пенно увеличивается кол-во жителей городов (т.е. плотность населения и демографический состав). Установлено, что планировочная струк тура среднеазиатских городов в кушанское время формируется в двух направлениях. Первое: трёх частная структура в виде цитадель — собственно город — пригород, включающий, кроме жилых, производственные, культовые сооружения; вто рое: двухступенчатое, состоит из бесцитадельной, огороженной стеной-крепостью центральной ча сти и прилегающего к ней усадебно-застроенной пригородной территории.

Город Касан (1—3 в.) возник на обрывистом берегу р. Касан-Сай. По мнению А.Н. Бернш- тама, название Касан восходит к этнониму «Ку шан», к-рый в свою очередь связан с этнонима ми «усунь» или «хюсюнь». Крепостные ломаные стены городища повторяют естественные очер тания горно-скалистого рельефа и достигают по периметру 600 т. Общий периметр в раннем средневековье достиг 2 км. Юго-зап. (трапециев идный по плану) угол занимала цитадель, воз вышающаяся над всей застройкой. Археологические обследования конструкции стен и кера мических материалов показывают, что город строился постепенно, в течение многих десяти летий, а цитадель была первым строительным сек тором, здесь была построена ограждающая площ адка шахристана размером 90x70 м. Шахри- стан имел 6 башен и двое входных ворот. Четы ре мощные башни шахристана частично сохранились. Город имел довольно стройную фортификационную систему. Мощные заградительные валы перед воротами, затем ров вдоль крепост ных стен, наполненный водою (глубина до 2—3 м, ширина 2—5 м ), и крутой обрыв служили вне шним рубежом обороны города. Это показыва ет, что при выборе места расположения города первостепенное значение придавали оборонным сооружениям, обеспечению водой, укреплению ворот.

Начиная с 6 в. в Тенир-Тоо и Семиречье проис ходят большие политические события и социально-экономические изменения. Историки на зывают вторую половину 1-го тысячелетия древнетюркской эпохой, когда на территории Кыр гызстана возникает новая культура, ставшая ко лыбелью современности. В середине 6 в. в сев. регион Кыргызстана начали переселяться с Ал тая и из др. районов Центральной Азии массы тюркских племён, создавшие свое государство — Тюркский каганат. Политическим центром Запад нотюркского каганата стал г. Суяб, расположен ный вблизи г. Токмок в Чуйской долине. Имен но в это время в Таласскую и Чуйскую долины переселяются согдийцы — выходцы из Тохаристана, Бухары и Самарканда. Следствием согдийской колонизации явилось создание линейной цепочки городов и сельских поселений, а также распространение земледельческой культуры в сев. регионе Кыргызстана. Переселение согдийцев ощутимо по влияло на процесс формирования раннесредневе ковой городской культуры Западнотюркского каганата в исконно кочевой среде, свободной от ка питальных строений и посевов.

Со временем тюрки проникли и в юж. часть Ферганы, о чем свидетельствуют археологические находки в предгорьях Алая (в окрестностях села Гульча), Узгене и Жалал-Абаде, тюркских каменных изваяний, а в Касане обосновался один из представителей Западно-тюркской династии. О существовании линейной караванной связки городов в Чуйской долине упоминается в запи сях китайского путешественника Сюань Цзан (умер в 664).

В средневековье в сев. регионе появились такие города, как Невакет, Джуль, Тарсакент, Барсхан, Шельджи и др., среди к-рых наиболее известен Ак-Бешим (Суяб). Город занимал большую территорию, центром его является шахри стан с цитаделью общей площадью 35 га, к к-рому примыкал рабад (около 60 га). Городская окру га, обнесённая с внешней стороны мощной сте ной, создавала своеобразный симбиоз городско го и сельского поселения. В результате раско пок здесь нашли остатки 2-х буддистских храмов, христианской церкви, дворцового сооружения, массивы жилых кварталов, усадебные дома, ир ригационные сети и др. атрибуты типичного средневекового зодчества. Особый историко-ар хитектурный интерес представляет буддийский храм, прямоугольными размерами 76x22 м, сооружённый из сырцового кирпича.

10—12 вв. вошли в историю Кыргызстана как период экономического могущества и культурного расцвета Караханидского каганата, или ина че, как период господства «дома Афрасиаба». По сравнению с ранним средневековьем данный исторический период характеризуется целым ря дом существенных особенностей в развитии градостроительства и архитектуры. Развитие ремес ла, торговли, металлургии и горного дела, подъём производительных сил в земледелии и животно водстве и ряд важных социально-политических и военных процессов обусловили возникновение на территории нынешнего Кыргызстана новых городов и целого ряда сельских стационарных по селений. Во время Караханидского правления не только территория Кыргызстана, но и вся Средняя Азия была поделена на уделы между членами рода данной династии. Феодально-му сульманская культура стала определяющим фак тором в архитектуре Караханидского каганата.



Были созданы образцы азиатской мусульман ской архитектуры: мечети, медресе, минареты, хаммомы, дворцы, ансамбли городских центров, караван-сараи, базары и крепостные сооружения. Мощный толчок получило градостроительство. С 11 в. территория городов начала существенно расширяться; они приобретают не только эконо мическое и торговое, но и культурно-политическое значение. В эпоху Караханидов градо строительство Средней Азии и Кыргызстана пе режило невиданный подъём, возникли крупные города, построенные на основе продуманных про странственных фортификационно-функциональ ных и эстетических идей. Образование взаимо связанной сети городов и сельских поселений в горных ареалах превратило территорию Кыргыз стана в урбанизированную среду обитания. Воз никла полноценная городская культура, город ской образ жизни, как на юге, так и на севере Кыргызстана.

К началу 10 в. градостроительная культура в сев. регионе продолжала развиваться в тради циях раннего средневековья, к-рая сложилась из двух архитектурно-строительных субстратов мест ной тюркской кочевой культуры и импортированного согдианского зодчества. Однако доволь но сумбурный рост городов и сельских поселе ний на еще необжитых ранее земледельцами тер риториях Чуйской, Таласской долины и на по бережьях Ысык-Кёля характеризовался отсутстви ем единых принципов градостроительста. Тюрк ский каганат и последующие гос. образования тюргешей, карлуков и др. во многом ориенти ровались на кочевой и полукочевой образ жиз ни, поэтому они были далеки от регламентированного размещения и строительства стационар ных поселений. Пространственному построению, характеру застроек городов тюркские правители не придавали государственно-идеологического значения. В отличие от раннетюркских госу дарств, к-рые придерживались политических взглядов, Караханиды ввели на всей террито рии своего правления в качестве гос. религии ислам — этот исторический шаг оказался пере ломным в развитии монументальной архитекту ры и градостроительства. Произошла коренная оценка ценностей в городской культуре. Теперь на передний план выдвигаются образцы мусуль манской архитектуры и строительного дела. Сельские населённые места в архитектурно-строитель ном отношении по существу оставались на преж них позициях. Традиции народной архитектуры в строительстве жилых и производственных зда ний и сооружений не претерпели изменения. Во Внутреннем Тенир-Тоо впервые образовались города в виде крепостей, служившие в качестве военных ставок удельных правителей вост. Ка- раханидов. К ним можно отнести Канжагар- Башы в долинах Ала-Бука (развалины Шырдак- бека), Ат-Башы (развалины Кошой-Коргон). В Чаткалской долине такого рода городами-став ками были Уу-Булак, Чанчархан и Кюльбескан. На Ысык-Кёле — Барсхан.

В данный период наивысшего рассвета дос тигли такие города, как Баласагун, Ош, Узген, Сафид-Буленд, Кара-Булак, Исфана, Садыр- Коргон (Шельджи), Ак-Тёбё (Куль), Текабкат (Та лас), Джуван-Тёбё. В целом, стиль архитектуры и градостроительные принципы развивались в рамках фергано-туркестанской архитектурной шко лы, но специфические природно-климатические условия Кыргызстана и местные традиции ока зали некоторое влияние на творчество архитек торов и строителей городов. Впервые о Баласа- гуне, как важнейшем городе, построенном мас терами архитектуры Востока, высказался В. Бар тольд в конце 19 в. Он также отметил типоло гическое сходство Баласагуна с г. Ак-Бешим, рас положенного на расстоянии 6 км. Отдельные историки полагают, что оба городища составляли единый город общей площадью 20 км2, служившем столицей Караханидского государства. Вре мя возникновения города, по мнению М. Е. Мас сона, приходится на 2 половину 10 в. В.Д. Го рячева считает, что Баласагун сформировался на основе раннесредневекового городища с так называемыми «длинными» валами, характерны ми для поселений Чуйской долины. Город был окружён двумя почти параллельными вытянутыми загородительными стенами, охватывающими территорию общей площадью около 25—30 км и имел несколько ворот. Структуру города можно представить лишь приблизительно. Вместе с тем, отчётливо выделяется местоположение отдельных строений и конфигурация цитадели и шахриста на. Башня Бурана, по всей видимости, явля лась вертикальной доминантой города и к ней примыкали мечеть и медресе. Не вызывает со мнение что г. Баласагун строился на основе принципов мусульманского зодчества и градостроительного искусства. С вост. стороны рядом с минаретом располагались ряды культовых, соору жений. Среди них выделяются мавзолеи (кюм бёзы) с восьмигранным и круглым очертания ми плана. В городах возводились минареты раз ной высоты, некоторые из них возвышались над окружающей застройкой до 60 м. Расстановка вертикальных акцентов в центральной части го рода существенно изменила облик раннесредне вековых городов Чуйской долины. Наиболее ча сто вертикальный силуэт минаретов участвует в формировании архитектурного облика и в юж. регионе Кыргызстана. Минареты визуально символизировали в городской культуре и в окружа ющей сельской среде господство исламской веры. Высокие минареты мечетей в средневековом го роде использовались как градостроительно-ком позиционные акценты. Из многочисленных ми наретов до наших дней дошли только два — Бу рана и Узгенский. Строительство дворцового комплекса для правителя в стиле исламской ар хитектуры также являлся непременным услови ем закрепления политической власти мусульман на данной территории.


Начиная с первых этапов караханидского прав ления в юж. регионе Фергана становится в цен тре политических событий. Заключение друже ственного союза между Караханидом Насром и правителем Узгена Махмудом Газневи произошло в 1001. В 11 —12 вв. г. Узген укрепил свои позиции в качестве столицы Ферганы. Статус столицы отразился на градостроительстве и ар хитектуре. Сев. и юж. мавзолеи с минаретом являются остатками величественного архитектур ного ансамбля. В данных мавзолеях были по гребены представители династии Караханидов в Фергане (в частности, в юж. мавзолее, покоит ся Кылыч Тамгачкан). Центральная часть Узгена представляла из себя характерную для Востока живописную застройку с узкими, причудливы ми улицами. В местных эпитафиях говорится о том, что в 13 в. функционировали крупные мед ресе с мечетью. Рядом размещались базарная площадь с торговой улицей, караван-сараями и хаммомы.

Археологические материалы подтверждают све дения литературных источников о том, что г. Са фид-Буленд, несмотря на мелкие размеры, яв лялся одним из важных очагов мусульманской культуры. Здесь обосновался суфийский орден. Комплекс Шах-Фазиль (11 — 18 вв.), составляю щий историческое ядро Сафид-Буленда, по своей историко-архитектурный ценности является од ним из самых почитаемых памятников вост. архитектуры. Суфийские шейхи из Аравии, Хорасана, Мавераннахра, Азербайжана совместно с местными адептами ислама прочно утвердили славу этого города далеко за пределы Ферганы. Ал-Мандиси писал об Оше: «Он большой, рос кошный. В нём большая мечеть, рынки распо ложены поблизости от горы. Город изобильный, многоводный. У него сильный рабат, в к-рый съезжаются воины со всех сторон». В др. ис точниках сообщается о ведущемся в 11 — 12 вв. большом гражданском строительстве. Возводят ся как комплекс, городские базары состоящие из открытых дворовых пространств, куполов, сводчатых помещений с галереями, множество караван-сараев с конюшнями и складами. Своеобразной была жилая архитектура. На неболь ших земельных участках жилые дома ремеслен ников, торговцев, духовных служителей возво дятся в один и два этажа с высокими дувалами, образующими замкнутый двор. Жилые дома и их дворы тесно примыкали друг другу. Жилые улицы идут замысловатыми изгибами к мечети и городскому базару. Купола множества квар тальных мечетей формируют выразительный си луэт города.

В средние века (10—12 вв.) вокруг озера Ысык-Кёл сформировалось довольно развитое кольцевое расселение, состоящие как минимум из 4—5 городов и более чем сотни мелких посе лений. В типологическом отношении города Приысккёлья в чём-то аналогичны с городами Чуйской долины, так как имели длинные валы: планировочная структура их состоит из цитаде ли, шахристана и относительно свободно расположенных жилищ кочевников-скотоводов и земледельцев. Цепь крупных и мелких населённых пунктов служила как одна из трасс Великого Шёлкового пути. Наличие на территории Ысык- Кёлской котловины природных богатств (руд ных материалов, лечебных источников, орошае мых плодородных земель) при благоприятных со циально-исторически процессах способствовало появлению в средневековье относительно урба низированного расселения.

Монгольское нашествие положило начало эко номическому и политическому кризису на всей территории Кыргызстана, продолжавшемуся в течение последующих веков. Кризис наступил и в градостроительстве. Начиная с 8 в. на протяжении последующих пяти веков городам принадлежала решающая роль в социальном, эконо мическом и культурном развитии средневеково го Кыргызстана, однако, по мнению некоторых историков, после монгольского нашествия здесь вновь воцарился кочевой и полукочевой образ жизни и роль городов для такого общества и го сударственно-политического устройства в значи тельной мере утратила свою привлекательность.

В 13—15 вв. в Чуйской и Таласской долинах местные феодалы развернули строительство роскошных по тем меркам дворцовых усадеб, к-рые резко выделялись в окружающей застройке. До вольно ощутимое развитие получило строитель ство караван-сараев, прежде всего на побережье Ысык-Кёля. Среди сохранившихся памятников позднего средневековья особое внимание заслу живает караван-сарай Таш-Рабат и кюмбёз Ма наса (14 в.). Таш-Рабат, расположенный в од ном из глубоких ущелий хребта Ат-Башы пред ставляет собой каменную постройку, почти квадратную в плане (32,4x34,8 м), с купольным по крытием. Выразительные архитектурные форма и силуэт, упорядоченная планировка и кладка стен говорят о мастерстве и выдумке тех строите лей и архитекторов, к-рые создали многофункциональное сооружение, ставшие сегодня символом горной архитектуры Тенир-Тоо. В свое образный образец мемориально-культовой архи тектуры превратился и кюмбёз Манаса, распо ложенный у подножия горы Кароол-Чоку в Та ласской долине.

В 1762 кокандцы захватили города Ош, Узг ен, в 1821 — Кетмен-Тёбе, в 1830— Чуй и Ысык- Кёл. По ходу продвижения кокандских войск с юга на север Кыргызстана ими воздвигались ук репления (кокандские крепости), где размеща лись военные гарнизоны. Кокандская крепость представляла собой прямоугольную замкнутую стену, она как правило, размещалась на возвы шенности, оттуда велось наблюдение за окружа ющим пространством. В кокандских источни ках её называют «кала», по-кыргызски — «коргон», по-русски — «курган»). Первые кокандские кре пости начали строиться в 20-х годах, последние в 70-х годах 19 в. Самая мощная кокандская кре пость была возведена в сев. части Бишкека, что впоследствии явилась местом возникновения сто лицы будущего Кыргызстана.

Кыргызские манапы формировали свою ставку на основе крепостного глинобитного сооруже ния. Кыргызские крепости — коргоны — сохра нились в разных уголках республики, они разме щались в глубине горных долин и также марки ровали владение родовой территорией.

В 19 в. несколько оживилось развитие куль товой и жилой архитектуры. Из крупных соору жений этого периода выделяются медресе Алым бека, мавзолей Асаф ибн Бурхия, мечеть Бакый, построенные в г. Ош. Все три сооружения яв ляются образцами архитектуры Ферганы 19— начала 20 вв. Главный фасад медресе Алымбека имеет мощный портал и угловые минареты, придающие комплексу монументальность. В состав комплекса медресе входили мечеть, дарсхана, не сколько мавзолеев, ханака, худжры. Двор был вымощен жжёным кирпичом, в центре распола гался большой хауз. Размеры медресе в плане составляли 52x58 м. Своеобразный облик мавзолея Асаф ибн Бурхия достигался очень высоким порталом, ажурный верх к-рого подчерки вался декоративными окнами — канджара, и за вершиями в виде стилизованного трилистника. Прочная ниша портала покрыта ганчевой резьбой с росписью. Дореволюционный облик го родов и сёл Кыргызстана в конце 19 в. изме нился после его вхождения в состав России. В сельских местностях по берегам рек, на удобных пахотных землях строятся поселения и хутора рус ских и украинских переселенцев. Жилые и куль товые здания переселенцев сохраняют традиции русской и украинской архитектуры. На юге Кыр гызстана в местах залежей руды появляются пер вые рабочие посёлки Сюлюктю, Кёк-Жангак и др. Общее кол-во объектов архитектуры и гра достроительства в конце 19— начале 20 вв. на территории Кыргызстана невелико.

Значительный этап развития градостроительства и архитектуры Кыргызстана по сравнению с предыдущими эпохами произошёл в 20 в. и связан с установлением Советской власти.

Начальный период развития советской архи тектуры и градостроительства Кыргызстана при ходится, на послереволюционные годы и завер шается в конце 30-х годов. Важным процессом здесь был окончательный переход к оседлости кыргызского этноса и формирования сети насе лённых мест на всей территории республики. Наряду с развитием исторических городов (Ош, Узген) быстро растёт территория таких городов, как Пишпек, Каракол, Токмок и возникают но вые рабочие посёлки, преимущественно добы вающей промышленности. По существу этот этап во многих отношениях отразил в себе глубинные процессы в организации устойчивой простран ственно-материальной среды обитания кыргызов, привыкших к быстрым и многократным транс формациям своей жизненной среды. Возникно вение новых сельских поселений земледельческого и животноводческого профиля сопровождается усилением притока сельского населения в горо да, рабочие посёлки.

Градостроительство развивалось благодаря со зданию промышленных предприятий в местах сосредоточения полезных ископаемых, энергети ческих ресурсов и на важных узлах транспортно- комуникационных артерий. После второй пятилетки в Кыргызстане насчитывалось более шес тидесяти предприятий лёгкой, пищевой и тяжё лой промышленности, во многом обусловивших быстрый рост городов и посёлков городского типа. Данный градообразующий фактор повлёк за собой строительство одно- и двухэтажных жи лых зданий, школ, детских садов, магазинов и др. объектов культурно-бытового и адм. назна чения. Нехватка архитектурных кадров, специалистов инженерно-технического профиля не позволяла создавать полноценные в архитектурном отношении здания и сооружения. Строительство многих городов и посёлков городского типа изо биловало низким уровнем архитектурно-художе ственной проработанности, невыразительным внешним обликом, т. е. отвечало лишь сугубо утилитарным целям. Архитектурные проекты зданий и сооружений для Фрунзе, в основном, разрабатывались проектировщиками Москвы, Ленинграда и ряда др. городов. В 1933 на базе проектно-сметного бюро организован первый проектный институт Кыргызпроект (ныне Кыр гызгипрострой).

В середине 30-х годов на территории Кыр гызстана насчитывалось свыше 200 посёлков, имеющих благоустроенные улицы, парки, обще ственные здания и площади с элементами ин женерно-технического обеспечения. Вместо сыр цового кирпича стал применяться жжёный кир пич, что позволило увеличить высоту домов до трёх этажей. В начале 30-х в годов во Фрунзе впервые были построены 3-этажные жилые дома, что значительно повлияло на архитектурный облик столицы.

В сёлах наряду с глинобитными жилыми домами было построено большое число кошар, зер нохранилищ, телятников, коровников, овчарен, мельниц, колхозных станов и т. д., что положи ло начало возникновению сельской архитектуры Кыргызстана.

Позитивное влияние на развитие кыргызской архитектуры в данный период оказало строитель ство отдельных общественных зданий. Был со оружён ряд крупных общественных зданий в гг. Фрунзе, Ош, Кызыл-Кыя, Сюлюктю. Родослов ную архитектуры общественных зданий принято связывать со строительством первого крупного сооружения в столице — здания Совнаркома Кыргызской АССР, осуществлённого по проек ту А. П. Зенкова в 1928. Используя традицион ные элементы вост. архитектуры — купол, стрель чатые окна, декор, полузамкнутые дворы, плас тику стен, А.П. Зенков создал выразительный образ нового типа адм. здания с учётом местно го колорита. К числу наиболее заметных столич ных общественных зданий, построенных в дан ный период, можно отнести: Дом Правитель ства (1936), здание Кыргызского педагогическо го института (1932), Музыкальной школы (1935), Дом Комвуза (Ю. Дубов). Архитектурно-худо жественные особенности названных зданий сви детельствуют о тяготении к стилизаторству и кон структивизму, в целом обусловленных идейны ми течениями советской архитектуры тех времен.

Второй этап развития архитектуры и градост роительства начался с'конца 30-х годов. Архи тектурно-градостроительной деятельностью в Кыргызстане в эти годы, в основном, занима лись архитекторы из Москвы и Ленинграда. Архитекторов-кыргызов по существу не было из- за отсутствия архитектурно-строительных учеб ных заведений.

В 1939 Совет народных комиссаров Кыргыз ской ССР утвердил первый градостроительный документ — Генеральную схему развития и ре конструкции г. Фрунзе (арх-ры Н. Смирнов). Основные идеи генерального плана предусмат ривали укрупнение планировочных элементов го родской застройки, реконструкцию жилых квар талов, композиционные выделения главных го родских магистралей, создание в юго-зап. час ти города промышленной зоны, новых бульва ров, озеленённых пространств и др. В после дующие годы эти замыслы получили частичное воплощение. Так, по проспекту Молодой Гвар дии (быв. ул. Атбашынская), ул. Правды (быв. Кузнечная), были созданы новые бульвары, орган