Великий шелковый путь

Великий шелковый путь — это торговая дорога, зародившаяся в древности и, имеющая большое экономическое значение в средневековье, которая соединяла восток и запад, пересекая почти всю Азию. Гигантская торговая артерия, функционировавшая полтора тысячелетия, тесно связывала исторические судьбы многих стран и народов и была бесперебойно действовавшим ретранслятором не только товаров и технологий, но и идей, религиозно-философских систем. Общая её протяженность составляла около семи тысяч километров: пройти через этот путь от Средиземного моря до Великой Китайской стены с караваном купцов можно было за три года. Торговля велась большим ассортиментом товаров, но главным из них был шелк, который очень ценился в странах Запада. Этот товар и дал название торговому пути.

В Китае, Средней Азии и на Ближнем Востоке с древнейших времен складывались локальные системы торговых путей, например, «Базальтовый путь» в Переднюю Азию, так называемый «Лазуритовый путь», по которому знаменитый Бадахшанские самоцветы попадали в Египет, другие Месопотамские государства. На Китайской равнине, в Центральной Азии, Южной Сибири тысячелетиями формировались свои традиционные пути. Великий Шелковый путь стал самим собой лишь тогда, когда между двумя уже сложившимися системами торговых взаимоотношений, территориально разделенных горами Памира и Тянь-Шаня, был перекинут соединительный мост. Это знаменательное событие в истории культуры человечества произошло во втором веке до нашей эры.

Основная трасса торгового пути пролегла из Китая по Ганьсуйскому коридору, через бассейн Тарима, Памирское и Тян-Шанское в Среднюю Азию, Афганистан и Иран, а затем — до восточного побережья Средиземного моря и далее в основные торговые центры Средней Азии, Северной Африки, Европы. Долгое время в странах Запада ничего не знали о Китае, а китайцы и не подозревали о том, что существуют такие культурные страны, как Согд, Индия, Иран, Греция. Два культурных региона надежно разделяли высочайшие горные хребты Тянь-Шаня, Памира, Гималаев и безводные пустыни. Только во 2 веке до н.э. их сумел преодолеть китайский путешественник Чжан Цзян. Он перешел через Алайские горы, спустился в Ферганскую долину, а оттуда попал в Согд, Северный Афганистан и Парфию. Чжан Цзян был посланником императорского дома Хань в Юе. Вернувшись после своего путешествия в Китай, он рассказал о богатствах и чудесах, которые видел в странах 3апада. Вскоре по следам путешественника пошли купцы с караванами товаров. Таким образом, территория Кыргызстана стала тем мостиком, который соединил Восток и 3апад и дал начало Великому шелковому пути.

Караванные пути

Средневековый Кыргызстан пересекло три ветви Великого шелкового пути. Мы пройдем по горным тропам с запада на восток, помня, что караваны шли в двух направлениях.

Памиро-Алайский путь

От Средиземного моря, пересекая Иран, караваны проходили в большой город Мерв. Здесь путь раздваивался. Один из караванов шел в г. Термез, переправляясь через Амударью, затем по берегу ее правого притока Кызыл-Суу поднимался на Алайское нагорье. Здесь караваны шли к удобному проходу Иркештам и по течению реки Кок-Суу направлялись в пределы Восточного Туркестана.

Ферганская долина

Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару, Самарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь вел по предгорьям, где было много травы и воды. Купцы заходили в город Ош и Узген. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь в Центральный Тянь-Шань в Атбаши. Здесь одни могли идти на юг в пределы Восточного Туркестана, а другие — на озеро Иссык-Куль к городу Барсхан.

Чуйский путь

В раннем средневековье он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли к Ташкенту. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток вытянулась цепочка городов, через которые проходили купцы. Самыми крупными были из них Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на оз. Иссык-Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Хол, Тон, караваны приходили в г. Барсхан. Из Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Другой — через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из. Восточного Туркестана все пути вели в Китай.

Основное направление не менялось никогда, но локальные изменения на равнинах происходили довольно часто. Практически неизменными оставались горные дороги, пролегавшие по ущельям, перевалам, высокогорным сыртам. Одной из своих ветвей Великий шёлковый путь проходил по Иссык-Кулю. Караваны, флегматичные верблюды с вьюками шелка на горбах, колокольчиками на шеях, пески, пустыни, оазисы с холодной родниковой водой, высокогорные перевалы, разбойники за каждым поворотом.

Условия прохождения караванов

Караваны и купцы преодолевали огромные трудности при переходе через Тянь-Шань и Памиро-Алай. Очевидцы рассказывали, что с горных тропинок в пропасти срывались верблюды с поклажей и всадники с лошадьми. Здесь разворачивались трагедии и настоящие детективные сюжеты, например, когда смельчаки дерзко обходили закон, каравший смертью всех, кто попытается вывезти коконы шелкопряда за пределы Китая. Один хитрый монах, презрев жестокие законы, под страхом смерти похитил коконы шелкопряда, спрятал их в выдолбленный посох и, обманув бдительную стражу, доставил главный ремесленный секрет Китая в Византию. Известен случай, когда иноземный принц уговорил свою невесту, дочь Китайского императора, и она, уезжая, спрятала коконы шелкопряда в свою пышную прическу.



Верблюды двигались медленно. Обычный их дневной переход не превышал 25-30 км. В горах даже сильного верблюда нельзя было навьючить больше 300-350 кг. Поэтому караваны были очень большими. Некоторые из них насчитывали до 10 тыс. вьючных животных, а к кыргызам на Енисей ходили в 8-9 вв. караваны всего в 24-25 верблюдов.

Через бурные реки наводили мосты, у г. Суяб через реку Чу был построен деревянный мост, а через р. Талас — каменный. На пути движения купцов строили караван-сараи, которые напоминали маленькие крепости. Один из них — Таш-Рабат — был построен еще в 15 в. и сохранился до сих пор. В наши дни его полностью реставрировали, и он, как в давние времена, выглядит надежным укрытием для купцов и их товаров.

ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ

На территории раннесредневекового Кыргызстана располагалось много торговых центров. Международную известность получили некоторые из них. В 7-8 вв. славилась ярмарка в Суябе. По словам очевидца, там собирались купцы со всего света. Особенно много было согдийцев. Буддийские и христианские храмы, открытые археологами в Суябе, подтверждают, что там постоянно проживали выходцы из дальних стран. В 9-10 вв. получили известность многолюдные ярмарки в Мерсменде (Ляйлякский район Ошской области). Здесь продавалось много изделий из железа, особенно сабель и мечей, которые покупали для вывоза в Персию и в арабские страны. Торговый оборот этой ярмарки достигал огромной суммы — 100 тысяч динаров (золотых монет).

Вывоз товаров

Иноземные купцы в кочевьях скотоводов покупали лошадей, овец, верблюдов, кожи, шкуры, шерсть, кошмы и ковры, пушнину. В городах и селениях — серебряные сосуды, оружие хорошего качества, продукты горнорудного промысла: бирюзу, ртуть, золото и серебро. Предгорья Ферганы славились лекарственными растениями, которые вывозили в разные страны. Здесь же собирали большое количество орехов. Баласагуны изготавливали высококачественный клей на продажу. Они же в 11-12 вв. научились шелкопрядству. Многие историки писали, что речевые тюрки пригоняли много рабов из военнопленных на рынки в Среднюю Азию и Иран. Крупным центром работорговли был г. Исфиджаб (близ г. Чимкент) в 9-10 вв. Таким образом, Кыргызстан в 6-12 вв. поставлял на внешний рынок скот, продукты питания, скотоводства, горнорудного промысла, а также военную добычу и ремесленные изделия.

Ввоз товаров

Самым ходовым товаром в кочевьях скотоводов были ткани. Большие количества шелковых тканей концентрировались у тюркских феодалов. Они даже ежемесячную плату воинам платили тканями. Из Китая кроме шелка вывозили много бронзовых зеркал, фаянсовой и фарфоровой посуды, очень дорогой и нарядной. Из Византийской империи поступали украшения из золота с самоцветами, прекрасные чаши, стаканы из резного стекла, серебряные сосуды с клеймами греческих мастеров.

Деньги

До 8 в. в торговле обходились без денег: единицей стоимости служил баран или кусок ткани. Рост торговых отношений привел к появлению в 8 в. первых тюркских денег. Ученые предполагают, что сначала их отливали в Суябе. Монеты представляли собой медный кружок с отверстием в центре. Такие деньги имели хождение до 10 в. Однако караханидские каганы провели реформу: они ввели в Кыргызстане в 10 в. мусульманскую денежную систему: фельс (медь), дирхем (серебро), динар (золото). Вес монет был строго определенным.

Упадок торговли на Великом Шелковом пути

Нашествие монголов в 13 в. разорило многие торговые города Средней Азии и Ирана. В 14 в. полностью прекратила свое существование оседлоземледельческая культура в Северном Кыргызстане. Известные на всем Востоке города Баласагун, Невакет, Шельджи лежали в развалинах.

Значение Шелкового пути стало катастрофически падать в связи с началом великих географических открытий в 14 веке, да так стремительно, что к 16 веку торговля по всему Великому шелковому пути пришла в упадок. Города на трассе былого процветания, в том числе и в окрестностях Иссык-Куля, пришли в упадок, многие из них были покинуты жителями. Другие значительно сократили свою площадь и население. Застой в экономике повлек за собой прекращение общественных и культурных связей. Восток стал отставать от развивающегося Запада. То, что не могли сделать войны за господство на ВШП, шутя совершил Европейский капитализм. Быстроходные корабли с вместительными трюмами, которые европейские буржуа посылали в Китай, Индию и другие страны, сделали экономически невыгодными тихоходные караваны верблюдов. Международная торговая трасса сыграла свою историческую роль в развитии экономики и культуры многих стран, а главное — в гуманитарном сближении разноязычных народов. Население древнего и средневекового Кыргызстана включилось в международную торговлю. Оно не было в экономической и культурной изоляции от более развитых регионов, а товары скотоводов и ремесленников Ала-Тоо нашли сбыт далеко за его пределами.