Пишпек: Церковь Серафима Саровского

Церковь Серафима Саровского. 1906 год Церковь во имя Преподобного Серафима Саровского (ныне несуществующая) построена была в 1905 году на средства приходского попечительства, городских пожертвований и из церковно-строительных сумм епархии. Первая запись в церковной ведомости этого прихода сообщает: «Здание из елового леса, с одним куполом, смежно с двухъярусной колокольней, покрыто железом. Внутри и снаружи оштукатурено. Все двери с крыльцами из тесаного камня. Шесть печей. Длина – 43 аршина, ширина – 32» , т.е. - длина – 30,5 м, ширина – 22, 4 м. На колокольне – 5 колоколов, самый большой – в 50 пудов 24 фунта.

Церковь была самым высоким зданием города (около 20 м), два ее больших купола были видны издалека. Здание, крестовое в плане, было вытянуто за счет просторного притвора и большой колокольни, присоединенных к западному фасаду, и абсиды в восточной части. Угловые пристройки в алтарной части сглаживали выступы между сильно выдвинутыми гранеными объемами. Двухъярусная (два восьмерика над притвором) колокольня была увенчана приземистым граненым куполом, который немногим уступал по размерам главному, тоже восьмигранному, диаметром около 10 м. Арочные проемы на колокольне и окна, кокошники на барабане, колокольне и всех фасадах служили средством объединения многочисленных деталей здания. Здание «скрывало» свою деревянную сущность. Бревенчатые стены, как это нередко делали в н. ХХ в., оштукатурили, окрасили в светлые тона и украсили белыми лепными карнизами, колонками и филенками, придав храму классицистический облик, более подходящий для городского собора [1:95].

Мы видим, что здание было большим (общей площадью 683 м2, около 20 м в высоту), основательно устроенным и, судя по сохранившейся фотографии и воспоминаниям, красивым. Престол в храме был один, антиминс для него освятил Туркестанский архиепископ Паисий 29 декабря 1905 года, а весь храм был освящен 5-го февраля 1906 года. благочинным Пишпекского благочиния о. Александром Никольским.

«Утварью и ризницею не богата» – сказано в клировой ведомости про Серафимовскую церковь. Это означает, что ризы и прочие элементы облачения священников, стихари для пономарей, расшитые покрова для икон, алтаря, аналоев – все это было в самом минимально необходимом количестве из недорогих тканей и скромно украшено. Утварь, т. е. сосуды для богослужения, очевидно, тоже были из простого металла, без драгоценных камней, эмалей, иначе об этом было бы сказано особо. «Для причта никаких угодий нет, и вряд ли можно ожидать в будущем», не было также ни церковных домов, ни земли, ни других угодий, принадлежащих церкви, процентных бумаг, на текущем счету – всего 1 р. 15 коп. в Пишпекской сберкассе.

Доход храма поначалу был невелик, потому что храм, построенный на пересечении улиц Купеческой (сейчас – Чуйский пр.) и Петровской (ул. Калыка Акиева), предназначался для жителей западной окраины города, которая только-только начинала расширяться и застраиваться. Юго-западные кварталы, как это видно на плане усадебных мест города Пишпек 1906 года, [2:96-97] оставались мало заселенными. В северной части прихода (за ул. Татарской) жили русские, которых от остального города отделяла т.н. Дунгановка, заселенная дунганами-мусульманами. Общий уклад жителей этой части города поначалу был совершенно крестьянский – в первом десятилетии ХХ века из 3000 пишпекских прихожан больше половины были из крестьянского сословия. Кроме того, к приходу было приписано около 1360-ти жителей пригородных сел Васильевки, Попеновки, Павловки и Подгорного. Военных в приходе не было, из высших сословий – только три семьи статских чиновников и одна – из духовного сословия. Все городские учреждения, купеческие лавки и магазины, производственные мастерские сосредотачивались в восточной части Пишпека, где и селились более зажиточные горожане. Приход Свято-Серафимовского храма в это время охватывал примерно половину города, другая часть – это прихожане Свято-Никольского храма – 2806 человек.

Документы сохранили до нашего времени имена священников и некоторых прихожан. С 1010 года настоятелем храма стал о. Сергий Алексеевич Удальцов, до этого служивший в Беловодской, Пишпекской Свято-Никольской и Лебединовской церквях.
Вдова мещанина Евдокия Самуиловна Степаненкова 38-ми лет несколько лет состояла просвирней при Свято-Серафимовской церкви. «Просфоры печет из своей муки, для церкви бесплатно, а прихожанам продает по 3 копейки, каковая выручка и поступает в ея пользу». Отдавая некоторое количество хлеба, необходимого для богослужения, бесплатно в церковь, просвирня забирала себе всю выручку от продажи остальных просфор, покупала на них муку, тратила деньги на дрова, что-то получала в качестве заработка.
Старостой храма, согласно ведомости 1910 года, был мещанин Андрей Семенович Кубышкин. К этому времени он уже трижды переизбирался на эту должность и оставался на ней до 1917 года. Должность старосты была одновременно и почетной, и ответственной. На нее, как правило, избирались трезвые, состоятельные инициативные мужчины, из числа наиболее активных жертвователей, которым священник и прихожане доверяли значительные суммы денег на хозяйственные нужды.

В приходе Свято-Серафимовской церкви находилось два православных учебных заведения. Во-первых, церковно-приходская женская школа, открытая в октябре 1889 года. Заведующим этой школой и преподавателем Закона Божьего с открытием прихода стал настоятель Серафимовского храма о. Сергей Удальцов. А. Миловидов обучал школьниц церковному пению, а остальные предметы вели учительницы. В школе, которая содержалась на средства «от казны», от церкви и от города, обучалось 53 девочки. Другое учебное заведение, мужское первое приходское училище, было основано в августе 1903 года. Содержалось оно также за счет казны, церкви и города.
Вместе с ростом города рос и Свято-Серафимовский приход. В клировой ведомости за 1916 года сообщается, что настоятель в храме – тот же о. Сергей Удальцов, но у него уже появились два помощника. Первый – псаломщик-священник (так в документе) Андрей Алексеевич Биантовский, учитель пения в женских и мужских училищах Пишпека. Второй – сверхштатный псаломщик диакон Гавриил Хрисанфович Ольховик. Оба были переведены в Туркестанскую епархию епископом Димитрием (Абашидзе).

Интерес вызывает странная должность – псаломщик-священник. Андрей Биантовский служил в Серафимовской церкви вторым священником, проходя по ведомостям как псаломщик и получая от казны оплату псаломщика, а не священника. Дьякон получал вознаграждение «от алтаря», то есть от приношений прихожан продуктами и деньгами. Наличие сверхштатного псаломщика свидетельствует об увеличении доходов церкви, которая теперь могла позволить себе содержать диакона. У Свято-Серафимовской церкви появился оборотный капитал, который приносил ей значительный доход. Об улучшении материального состояния церкви говорит и тот факт, что у храма появился свой церковно-приходский дом. В 1916 года прихожане стали больше жертвовать на храм и больше покупать свечей (в два раза).
По сравнению с 1910 годом изменился состав прихожан Серафимовской церкви. Из прихода вывели жителей пригородных сел Васильевское и Павловское и поселка Подгорный, из-за этого количество прихожан уменьшилось с 4462 душ обоего пола в 1910 году до 3521 – в 1916 году. Число православных жителей второй (западной) части Пишпека (вместе с хутором Попеновка) за пять лет увеличилось с 3104 до 3525, число домохозяйств увеличилось с 428 до 696. Несколько изменился сословный состав прихожан Свято-Серафимовского храма. На одну семью больше стало представителей духовного звания, заметно выросло число дворян в 1916 году здесь было уже 12 дворянских семей. Но по-прежнему большая часть православных жителей западной части Пишпека оставалась крестьянами – 457 из 728 хозяйств. Только третья часть домовладений принадлежала мещанам.



Февральская революция 1917 года коренным образом изменила уклад Свято-Серафимовского прихода. Самые серьезные изменения коснулись организации поступления церковных доходов. Летом 1917 года увлеченные демократическими и модернистскими идеями прихожане на приходском собрании избирают новый правомочный церковный орган – приходской совет, который ограничивает функции духовенства и начинает решать все церковные дела, кроме богослужебных. Первым заседанием приходского совета были упразднены церковные кружки (т. е. целевые сборы), оставлена только одна – на епархиальные нужды, отменена продажа некоторых предметов, необходимых для совершения обрядов, решено бесплатно предоставлять воду, свечи-огарки, венчики для отпевания, ладан, совершать освящение; отпечатанные молитвы и крестики – продавать по себестоимости. «А за все брать только добровольные пожертвования на содержание церкви».

1 августа 1917 года этот приходской совет упразднил пост старосты, заменив его заведующим имуществом и казначеем. Завхозов и казначеев меняли по несколько раз за год, так как они неаккуратно исполняли свои обязанности, оказывались людьми, заботящимися не столько об украшении храма, сколько о собственном обогащении. «Добровольных пожертвований» на содержание церкви не хватало, пропадали какие-то суммы из церковной кассы, просвирня отказывалась печь просфоры, если ей не дадут муки – деньги были собраны по подписке, а пшеницу купить и смолоть было некому. Неисправно исполнял свои обязанности хор, потому что из-за нехватки средств приходской совет не мог нанять регента.

Жалования причту – нет, церковной школы – нет, староста избран, но не утвержден, копий с метрических книг – нет, «книги консистория не выдает, ведутся примитивные», земель при церкви – нет, кружечный доход – 8000 рублей, «другие источники содержания членов причта и количество поступившего дохода – нет». Это – список, сухо обрисовывающий состояние Серафимовской церкви через год после революции.

Общее расстройство государственной, общественной и приходской жизни коснулось и духовенства. В 1918 году между двумя священниками Серафимовского храма – о. Сергием и о. Андреем, произошел какой-то конфликт. 25 марта 1918 году на общем приходском собрании обсуждался один вопрос: «о возникших недоразумениях между прот. Сергеем Удальцовым и свящ. А. Биантовским», прихожане выслушали резолюцию (от 10 марта 1918 г.) епископа на распоряжение Церковного Общественного Комитета (от 6 марта 1918 за № 349) об устранении обоих священников от пастырских обязанностей. Оставленные без священника прихожане просили причт Никольского собора «совершать всякие богослужения». Затем они обратились к Семиреченскому викарному епископу Пимену, чтобы он настоятеля избрал по своему усмотрению, а священником предлагали поставить диакона Гавриила Ольховика. Гавриил Ольховик, 31 года, из крестьян, был рукоположен в сан иерея 7 апреля 1918 года и, «согласно избранию прихожан Градо-Пишпекской Серафимовской церкви, Преосвященным Пименом оставлен на настоящем месте».

О. Гавриил был настоятелем храма до 1921 года. Оставшись в эти трудные для Церкви годы благочинным и единственным священником на несколько городских и сельских приходов, он всячески пытался сохранить церковное имущество от национализации, ходатайствовал по просьбе прихожан перед советскими властями о преподавании их детям Закона Божьего, пытался препятствовать закрытию храмов. За это и пострадал. Клировая ведомость Свято-Серафимовского храма заканчивается следующей очень неразборчивой записью в послужном списке о. Гавриила, сделанной другой, нежели весь текст, рукой: «По причине заключения гражданскими властями в концентрационный лагерь с 23 июня 1921 года сроком на 5 лет, резолюцией Арх. Иннокентия от 8 июня 1922 года за № 1425 отчислен от должностей Благочинного и настоятеля Серафимовской Пишпекской Церкви». Тогда же был уничтожен и приход.

Величественное здание Свято-Серафимовского храма со снятыми крестами еще около тридцати лет украшало город – в нем размещался клуб детского дома. В 50-х годов при реконструкции ул. Сталина (бывшая Купеческая, ныне Чуйский проспект) здание было снесено. Но не сразу, сначала расширенная и заасфальтированная улица, приспособленная для движения троллейбусов, обогнула церковь и протянулась на запад. Только после того, как был закрыт детский дом, храм сломали. Оставшийся посередине проспекта «островок» со столетним дубом до сих пор напоминает о Свято-Серафимовском храме. Это был действительно большой городской собор, который поднимал статус Пишпека как уездного города, приобретавшего в начале ХХ в. черты цивилизованного культурного центра.