Народное образование. Студентка кооперативного техникума за чтением в Ленинской комнате общежития

Город Фрунзе. Студентка кооперативного техникума "Кичине"-Батырова К. и другие за чтением в Ленинской комнате общежития. Фото: 1940 год

Историческая справка: Одним из первых актов революционного правительства Туркестанской республики, так же как и по всей стране, были декреты по вопросам народного образования.
Постепенно вытесняются старые школы, прекращается преподавание религии, вводится совместное обучение детей, создается учебно-материальная база для новых школ, готовятся первые группы советских учителей.
Трудящиеся Киргизии жадно потянулись к знаниям. Повсеместно под лозунгом «Все для просвещения!» развернулось широкое общественное движение за создание новой, советской школы.
С просьбой открыть школу в органы народного образования 11 декабря 1918 года обращается население Байтикенской волости, 13 января 1919 года — Восточно-Сукулукской волости, 26 января 1919 года — граждане Канаевской волости, 8 октября 1920 года — Багышенской волости и многие другие.
Все эти прошения, письма, шедшие из самой гущи киргизского народа, свидетельствовали о великой правде ленинских слов о том, что «трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы».
В результате большой организаторской работы, проведенной партийными организациями, и мощного народного движения за просвещение к 1920 году в Киргизии уже функционировало 164 школы с общим количеством более 10 тыс. учащихся, из них свыше 4 тыс. киргизов. Количество учащихся-киргизов за 2 года Советской власти стало в 8 раз больше, чем в дореволюционной Киргизии.
В начале 1919 года под влиянием Всероссийского съезда учителей-интернационалистов из числа учителей-активистов Киргизии создаются «Группа красного учительства» и «Ячейка содействия РКП (б)», которые ставили перед собой задачу оказывать помощь партийным организациям в строительстве новой, советской школы.
Проведение в Киргизии выборов педагогического и административного состава школ (1918), проверка деловых и политических качеств учителей (1923) дали возможность очистить ряды учителей Киргизии от враждебных бай-манапских и кулацких элементов. Для удовлетворения потребности школ в учителях в начале 1919 года создаются первые педагогические курсы.
В 1924 году осуществляется национально-государственное размежевание Средней Азии, в результате которого Киргизия была выделена в самостоятельную автономную область в составе РСФСР, преобразованную в 1926 году в автономную республику.
В 1924 году киргизский народ получает свою письменность, и Киргосиздат выпускает первые 13 учебников на родном языке тиражом 28 тыс. экземпляров. После замены арабского алфавита новым латинизированным (1926) работа над созданием учебников расширяется. В 1927—1928 гг. выпускается уже 63 названия учебников и учебно-методической литературы тиражом свыше 130 тыс. экземпляров.
Начиная с 1925 года создается сеть стационарных педагогических учебных заведений. В ноябре 1925 года в г. Пишпеке организуется институт просвещения, который в 1928 году реорганизуется в республиканский педагогический техникум. Этот первенец педагогического образования в Киргизии воспитал сотни молодых талантливых представителей киргизской национальной интеллигенции.
5 мая 1928 года вышел в свет первый номер первого в истории киргизского народа педагогического журнала на родном языке «Джаны маданият джолунда» («На путях к новой культуре»). Это было важнейшим событием в общественной и культурной жизни республики. Журнал «Джаны маданият джолунда» с первых же лет издания стал важнейшей опорой киргизского учительства в повышении его идейно-политического уровня и педагогического мастерства.
В трудных условиях создавались первые методические учреждения. В 1923—1924 гг. при ГУСе Наркомпроса Туркестанской республики была создана каракиргизская научно-методическая комиссия, которая положила начало осуществлению перевода учебников и разработке терминологии киргизского языка. В конце 1924 года научно-методическая комиссия была преобразована в академический центр.
Академический центр Киргизии проводил большую работу по разработке терминологии киргизского языка, составлению учебно-методических указаний и программ для всех типов школ, руководил работой краеведческого и научно-педагогического обществ, состоявших преимущественно из учителей.
В 1923 году появляются первые пионерские организации. В 1927 году в школах Киргизии было 6500 пионеров и 2458 комсомольцев, а в 1929 году число пионерских отрядов доходит до 256 с общим количеством пионеров свыше 10 тыс. человек.
Комсомольские и пионерские организации постепенно становятся серьезной силой в школе, призванной бороться за дальнейшее повышение качества учебы и сознательной дисциплины, за развитие общественной активности учащихся и идейно-политическое воспитание их.
Одним из тяжелых наследий прошлого была массовая неграмотность. В результате совместных усилий государственных органов и широкой общественности к 1930 году в республике ликвидировали свою неграмотность более 96 тыс. человек.
Особенно остро в Киргизии стоял вопрос о вовлечении в школы девочек. Надо было ломать вековые феодально-родовые пережитки, упорное сопротивление мусульманского духовенства. В результате настойчивой работы партийных и советских организаций, женотделов и учительства к 1927/28 учебному году число девочек в школах по отношению к общему числу учащихся данной национальности достигло: киргизок до 28,5%, уйгурок — 18%, узбечек — 16,2%.
В 1929 году в Киргизии насчитывалось уже 600 школ с 54 тыс. учащихся, 86 % из них обучались в начальных школах.
Выполняя постановление XVI съезда партии и решение ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном обучении» Киргизский обком ВКП(б) и СНК Киргизской АССР 12 августа 1930 года принимают решение о введении всеобщего обязательного начального обучения повсеместно и семилетнего в городах.
Только за первый год введения всеобуча (1930) количество учащихся доходит до 100,5 тыс. человек. Почти половину школьников (47,6%) составляли учащиеся-киргизы. В корне изменился социальный состав учащихся: дети рабочих, батраков и бедняков составляли 60,8%, дети крестьян-середняков, служащих и кустарей — 32,2%, дети зажиточного крестьянства и нетрудовых элементов — 7,0%. Основная масса учащихся принадлежала к тем социальным слоям, которые до Октябрьской революции не имели возможности учиться.
В разгар борьбы за осуществление всеобуча ЦК ВКП(б) 5 сентября 1931 года принял постановление «О начальной и средней школе», послужившее началом коренной перестройки всей учебно-воспитательной работы школ. В результате проведения в жизнь этого постановления в школах Киргизии значительно повышается успеваемость и улучшается дисциплина учащихся.
На основе решений XVII съезда партии IV съезд Советов Киргизии (1934) поставил вопрос о переходе к осуществлению семилетнего всеобуча в сельских местностях республики. Препятствием для решения этой задачи было большое количество карликовых начальных школ. В связи с этим по решению Киргизского обкома ВКП (б) была проведена реорганизация школьной сети. В результате вместо 738 карликовых школ было создано 416 полнокомплектных начальных школ, которые послужили основой для дальнейшего развития сети семилетних и средних школ.
После XVII съезда партии дальнейший размах получает развитие сети педагогических учебных заведений. В 1935 году открывается первый учительский институт во Фрунзе, в 1939 году — в Оше, в 1940 году — в Пржевальске. Значительно расширяется также педагогический институт во Фрунзе, созданный в 1932 году. В 1934 году при нем открылось вечернее, а в 1937 году заочное отделение.
Педагогические учебные заведения сыграли решающую роль в деле подготовки квалифицированных учительских кадров для школ республики. За период 1935—1941 гг. педагогические училища выпустили 1168 учителей, из них киргизов — 443; учительские институты — 608, из них киргизов — 168; педагогический институт — 550 человек, из них киргизов — 33.
Большую помощь оказывало Киргизии Министерство просвещения РСФСР. Из числа выпускников московских, ленинградских и других вузов в Киргизию ежегодно направлялись в этот период сотни учителей.
Продолжалась работа по созданию учебников. За период с 1933 по 1940 год было издано 373 названия учебников тиражом 6 507 тыс. экземпляров. Учебники на родном языке издавались уже и для старших классов средних школ.
Уходила в область преданий вековая культурная отсталость киргизского народа. К концу второй пятилетки ликвидировали свою неграмотность более 600 тысяч человек. Грамотность населения республики достигла 70%.
Все шире в обучение грамоте вовлекались женщины. В 1930 году ликвидировали свою неграмотность 15 920 женщин, в 1931 году — 17 800, а в 1932 году — 23 400 женщин.
1936 год был для Киргизии годом великого исторического значения. VIII чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР, и Киргизия была провозглашена союзной республикой.
Во второй и третьей пятилетках рост школьной сети и контингентов учащихся происходил все возрастающими темпами. В 1941 году в 1645 школах Киргизии обучалось свыше 329 тыс. учащихся, из них более 162 тыс. киргизов. В республике учился каждый пятый человек.
Армия учителей Киргизии выросла до 11,5 тыс. человек. За высокое качество учебно-воспитательной работы в 1939 году 59 передовых учителей Киргизии были награждены орденами и медалями СССР, 140 учителей получили почетные грамоты и грамоты Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.
Заметно выросли комсомольская и пионерская организации. В школах насчитывалось 805 первичных комсомольских организаций с охватом 29 300 человек и 1375 пионерских отрядов с охватом околю 130 тыс. детей.
В 1940 году был осуществлен перевод киргизской письменности с латинской графики на русский алфавит. Это был новый шаг в деле роста культуры киргизского народа и укрепления братского союза с великим русским народом.
В феврале 1941 года киргизский народ отметил 15-летие республики крупными достижениями в области хозяйственного и культурного строительства, наметил задачи дальнейшего движения вперед по пути строительства социализма и развития культурной революции.
Но вероломное нападение фашистской Германии в июне 1941 года на нашу страну временно затормозило мирную, созидательную работу.
Обстановка войны создала ряд трудностей — многие школы были заняты под госпитали, значительная часть учителей призвана в армию, не хватало бумаги для издания учебников. Но при помощи партийных организаций эти трудности преодолевались. Для подготовки учителей были созданы краткосрочные курсы. Часть вакансий заполнена за счет учителей, прибывших в Киргизию в порядке эвакуации.
В годы Великой Отечественной войны учителя и учащиеся оказывали активную помощь фронту. Учащиеся Киргизии собрали в фонд обороны более 2,5 млн. рублей деньгами, 400 т металла, отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок. 100 тыс. школьников-патриотов помогали колхозам убирать урожай. 3 тыс. учителей возглавляли это патриотическое движение детей, увлекая их личным самоотверженным трудом.
Несмотря на трудности военного времени, успешно продолжалась деятельность учебных заведений. В Киргизии работали 1 600 общеобразоват. школ с 230 тыс. учащихся, 34 техникума и 6 вузов. Ассигнование на школы в 1945 по республике составило 220 млн. руб. против 172 млн. руб. в предвоенном 1940.



"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др. Издательство "Просвещение", М., 1967 г.