Туземная часть города Оша на берегу Ак-буры

Информационная справка: Не менее ценным источником для изучения культа Тахт-и Сулаймāн, чем письменные памятники, являются фотографии, запечатлевшие облик памятника, а также некоторые из совершаемых паломниками ритуалов. Наиболее ранние из имеющихся в фондах МАЭ изображений почитаемой горы относятся к концу XIX в. (по-видимому, самому концу 1880-х, или, что более вероятно, 1890-м годам).
Историческая справка: Снимок сделан с правого берега реки из северной части города в юго-западном направлении в сторону горы Тахт-и Сулаймāн. В настоящее время на месте, с которого проводилась фотосъемка, располагается центральный городской рынок. За глинобитными постройками, возведенными вдоль левого берега Ак-бууры, возвышается здание мечети. Информацию об этой постройке оставила в своих воспоминаниях Мари Бурдон (1845–1912), которая вместе со своим мужем антропологом Шарлем-Эженом де Уйфальви, сотрудником министерства народного просвещения, принимала участие в экспедиции в Центральную Азию. Мечеть, архитектурный облик которой она описывает как «современный», была построена сыном ‘Абдар-Рахмāна [Ujfalvy-Bourdon 1880: 328] -амира кипчаков и заметной фигуры на политической сцене Кокандского ханства 60–70-х годов XIX в. [Бабаджанов 2010: 290–301]. Таким образом, учитывая то, что французская экспедиция продолжалась в период с 1876 по 1878 г., можно предположить, что мечеть была возведена в 1860-х годах. Она доминирует над городом, а ее величественный портал выполнен зодчими с большим мастерством. Возведена мечеть из жженого кирпича [Захарова 2013: 68]. В годы советской власти здание мечети подверглось значительной перестройке, в настоящее время на ее месте находится кинотеатр «Ак-буура» и административное помещение «Облпотребсоюза».
Справочно: Обе фотографии входят в состав объемной коллекции, зарегистрированной под номером 512. Это собрание поступило в фонды музея в 1899 г. и содержит материалы по нескольким народам Центральной Азии: китайцам, маньчжурам, кашгарцам, киргизам, узбекам, таджикам, сартам. География фотосъемок также весьма обширна и включает западные регионы тогдашней Цинской империи, территории Самаркандской и Ферганской областей Туркестанского края. Коллекция была передана через академика Виктора Романовича Розена (1849–1908), известного русского востоковеда-арабиста, профессора и декана Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, вице-президента Российской академии наук, главу восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Снимки коллекции наклеены на пожелтевшие паспарту из толстого картона, оформлены в виде открыток, окантованных декоративной орнаментированной рамкой золотистого цвета, фон снимков коричневый [Прищепова 2011: 74–75]. Согласно музейной документации, собирателем коллекции был некто по фамилии Люч [Прищепова 2011: 151], однако очевидно, что в данном случае имела место неточность или небрежность, а в действительности фотодокументы через В.Р. Розена поступили от известного востоковеда, собирателя и дипломата Якова Яковлевича Лютша. Помимо пополнения фотоиллюстративного фонда МАЭ Я.Я. Лютш приложил руку к делу комплектования богатейшего фонда мусульманских рукописей Азиатского музея (ныне Института восточных рукописей РАН). Он был в числе прочих энтузиастов, интересующихся историей Центральноазиатского региона и его культурой и весьма активно собиравших рукописи на местных языках, которые впоследствии либо дарили, либо продавали музею. От Я.Я. Лютша всего поступило 28 списков (1897 г.-20 рукописей, 1901 г.-4 рукописи, 1903 г.-1 рукопись; 1908 г.-3 рукописи) [Акимушкин 2007: 218]
Источник: Коллекция фотоматериалов МАЭ РАН по этнографии народов Центральной Азии