Русские в Туркестане.Часть 4

Русские в Туркестане.Часть 4


После вхождения Туркестана в состав России народное образование в этой части империи начиналось с русско-туземных школ. Генерал-губернатор Туркестана Константин Кауфман ясно понимает, что нужно найти связующее звено в общении инородной молодежи с русскими сверстниками. Но какое? За советом обращается к известному российскому просветителю Николаю Ильминскому и получает ответ: "Соблюдая непоспешность, постепенно с большой осторожностью в плотно населенных поселениях для обучения молодежи, открыть русско-туземные школы с русским языком обучения. Далее с помощью выпускников этих школ открывать такие же школы в других населенных пунктах". Туркестанский генерал-губернатор принимает решение построить 92 русско-туземные школы: в Ферганской (20), Сырдарьинской (32), Самаркандской (15), Каспийской (11) областях, Семиречье (14).

Свидетельство об окончании гимназии. Снимок 1908 годаВ Оше первая русско-туземная школа появилась в 1887 году. Вот что писала по этому поводу газета "Вести Туркестана": "15 января 1887 года в небольшом городе Ош открылась русско-туземная школа. В этот день в школу явились 11 учащихся, но уроков не было. Класс был оборудован партами, столом и стулом для учителя, на стене - классная доска, географическая карта и другие плакаты. Множество жителей не давали возможности учащимся для занятий, всем было интересно посмотреть на внутрь класса. Уходя, жители обещали привести в школу своих детей. Учеба началась 16 января 1887 года".

Первым директором этой школы стал полковник Федор Баранов, назначенный на эту должность по рекомендации Константина Кауфмана. Школу так и называли "школой Баранова", хотя она именовалась "Ордо". Попытка Акбара Валиева найти хотя бы одного выпускника ошской русско-туземной школы однажды увенчалась успехом. Им оказался житель Имаматинского общества Мадаминходжа Тюряходжаев. После окончания школы он работал учителем. У него учились первый генерал милиции Эргаш Алиев, активный участник в деле народного образования Рашидхан Эшенханов, другие известные ошане. Он многое сделал для детей - сирот в самые трудные годы.

Удивительна судьба другого выпускника русско-туземной школы Ташмухамеда Кары-Ниязова из Ферганы. Отец его был состоятельным, образованным человеком своего времени. Сын сначала учился в медресе, где любая провинность слушателей жестоко наказывалась. Такому наказанию подвергся и юный Ташмухамед за опоздание на занятия. После этого он заявил отцу, что больше в медресе не пойдет, а хочет учиться в русско-туземной школе. Кары-Ниязов старший не стал противиться воле сына, который, окончив школу, работал учителем, позже - и ее директором, покуда не стал студентом Среднеазиатского госуниверситета в Ташкенте. Примечательно, что Ташмухамед добился разрешения у экспертной комиссии сдать экзамены экстерном за два курса физико-математического факультета. Так он сразу начал университетское образование с третьего курса. На четвертом ему доверили преподавать математику для первокурсников узбекской группы.



Получив диплом САГУ, Т. Кары-Ниязов пишет книги-учебники "Основы математического анализа" и "Основы аналитической геометрии" по 700 страниц каждая. Он избирается первым президентом Академии наук Узбекистана, становится Героем Социалистического труда. И кто знает, добился бы всего этого Ташмухамед Кары-Ниязов, пойди тогда он в медресе, а не в русско-туземную школу, давшей узбекскому парню путевку в науку.
Примечательный штрих. В свидетельстве об окончании русско-туземной школы, выданном М. Тюряходжаеву, присутствует сдача экзамена по так называемому мусульманскому языку, то бишь родному языку для учеников коренных национальностей, чего не было даже в самой России. Разрешение на изучение местных языков в русско-туземной школе исходило от фон Кауфмана, который таким образом сделал более привлекательной учебу в такой школе.

Джадид - значит учитель

В Туркестане наряду с русско-туземными открывались и начальные общеобразовательные школы с обучением на татарском языке - понятном для тюркских народов. Учителей -татар называли джадидами (от арабского слова "новый"), а школы - джадитскими, или по-русски, новометодные школы. В создание таких школ активно включился классик татарской поэзии Габдулла Тукай. Позже Чингиз Айтматов его назвал "проводником европейского и русского революционного художественного мышления". К. Маликов в своем стихотворении "Габдулле Тукаю" писал:
"В буран раскрывшийся бутон,
Сквозь тучи луч восхода-
Таким, Тукай, ты был рожден,
Ты из сынов народа,
Из тех немеркнувших имен.
Что ярче год от года".

Новометодные и русско-туземные школы существовали до революции. (В Ферганской долине в 30 новометодных школах обучалось 1300 учеников). Тем самым русские и другие этносы России заложили фундамент под здание народного образования Туркестана. Нельзя не сказать и о том, что отдельные новометодные школы закрывались мусульманским духовенством, но обучение продолжалось в частных домах. Такая вот была тяга к знаниям у местного населения.

Текст: Акрам Валиевич. Публикацию подготовил Э. Аюпов