Русские в Туркестане.Часть 1

Русские в Туркестане.Часть 1

КОНДРАТЬЕВЫ

В судьбе Николая Кондратьева, как в зеркале, отразилось прошлое старой России. Миллионы таких как он, никому не нужных и никому не известных, умирали, не оставляя следа на земле. Однако нашему герою счастье все же улыбнулось…
Николай Кондратьев - один из первожителей нового Оша. Родился он еще при крепостном праве и никто, не знает в каком году. Родители, крестьяне из самарской губерни, получив волю, из-за безземелья и крайней нищеты, отправились с детьми на заработки в Самару. Но чужой город встретил безжалостно: сначала умер отец, а затем -- и мать. Детей приютили добрые люди. Неизвестно, как сложилась бы судьба сироты Николая, не повстречайся на его пути человек добрейшей души, врач полкового лазарета (к сожалению, фамилия его не установлена), который научили мальчика грамоте, позже и фельдшерскому делу. Так, воспитанник военного лазарета прижился в пехотном полку, вместе с ним совершил поход в Туркестан, сдал экзамен и получил звание классного фельдшера. В 1880 году Николай Кондратьев получил назначение в ошский лазарет, где прослужил в разных должностях 33 года.

Судя по архивным документам, воспоминаниям родственников, Николай Николаевич был незаурядный человек, наделенный неуемной активностью, чувством высокой ответственности и долга. Сидела в нем и хозяйственная жилка, любовь к земле -кормилице, которая выдавала его крестьянские корни. Николай Кондратьев в рапорте своему начальнику писал: "По прибытии в 1880 году в Ош с семейство… вынужден был купить небольшую саклю-развалюху, она мною была сломана и на месте ее я построил небольшой дом, рассадил сад…". У Михаила Константиновича Кондратьева, инвалида Великой Отечественной войны, бывшего депутата Ошского горсовета чудом сохранился красочный план садовых насаждений, который был реализован его дедом Николаем Николаевичем. Чудо -0сад был запроектирован и высажен по самым строгим меркам агрономической науки, со вкусом и фантазией. Там можно было встретить редчайшие сорта фруктовых деревьев и ягодных кустарников. Например, на одной яблоне было оставлено только пять ветвей и на каждой из них росли различные яблоки. Не удивительно, что за прекрасные фрукты, экспонированные Николаем Кондратьевым на Нижегородский ярмарке в 1905 и 1912 годах, ему были присуждены две золотые медали и грамоты.

Как признанному авторитету, Н.Н. Кондратьеву было поручено озеленить улицы нового города и заложить несколько парков. Два парка до сих пор радуют ошан зеленью и прохладой. Это городской парк и небольшой парк напротив с братскими могилами жертв в гражданской и Великой Отечественной войн. Третий парк находился между зданием Офицерского собрания и казармами. Теперь это место застроено. По проекту Н.Н. Кондратьева Скобелевская улица (ныне Ленина) была обсажена исключительно серебристыми тополями и эти гигантские деревья в 30-х годах своими густыми кронами полностью перекрывали ширину улицы, давая спасительную тень в летний зной. А Абрамовский проспект (ныне улица Курманжан датки) был обсажен белой акацией, отдельные экземпляры тех "аборигенов" живы до сих пор. Есть сведения, что и сад при доме уездного начальника заложен по проекту Н.Н. Кондратьева и ошане могут и сейчас отыскать там столетние яблони, груши, урючины, огромные тополя и акации.

В начале прошлого века недалеко от гарнизонной церкви, в глубоком подвальном помещении была установлена аппаратура сейсмической станции, а рядом с ней находилась площадка с приборами для метерологических наблюдений. Оба эти объекта строились при участии Николая Николаевича и он сам несколько лет вел наблюдения за этими приборами. Севернее гарнизонной церкви стояло здание приходской школы. В ней учились дети ошан, которые не имели возможности оплачивать учебу в гимназии. Попечителем этой школы был одно время Николай Николаевич. Его стараниями школа обеспечивалась инвентарем, учебниками, топливом... и была одной из лучших по успеваемости во всей Ферганской долине. Не случайно, на сохранившейся фотографии учеников приходской школы в центре сидит их осанистый попечитель в военной форме с орденом на груди – Николай Кондратьев. Справа от него – заведующий школой В.И. Орлов, слева – гарнизонный священник И. Пономаренко. Аккуратная бородка, густые и длинные усы и небольшие очки с овальными стеклами делали Кондратьева похожим на отставного офицера.

Инициативный, энергичный, с большим житейским опытом Николай Николаевич неоднократно избирался депутатом в комиссию по заведованию городским хозяйством и благоустройством. В начале двадцатого века Новый город напоминал большую стройплощадку. Возводилось много объектов, а строительных материалов не хватало. Особенно острый дефицит ощущался в жженном кирпиче, который необходим был для строительства административных и военных объектов. Производство его было слабое и качество низкое. Чтобы решить эту проблему, то есть наладить выпуск добротного кирпича, Николай Николаевич предложил взять в аренду все частные печи по обжигу кирпича, организовал круглосуточную работу и вскоре спрос города на этот стройматериал был удовлетворен. Его стоимость оказалась даже ниже прежней. Как депутат, он осуществлял повседневный контроль за качеством строительных работ на главных стройках города: казначейства, церкви, управления уездного начальника, тюрьмы, больницы… и неизменно добивался своего. Об этом, кстати, свидетельствует один из приказов генерал – губернатора Ферганской области А. Гиппиуса, который, совершив инспекционную поездку в Ошский уезд в 1911 году отметил: «… строительство нового корпуса Ошской городской больницы ведется хозяйственным способом с любовью и добросовестным исполнением, успешному ходу работ обязаны городскому депутату Кондратьеву Н., о заслуге которого перед городом считаю своим приятным долгом засвидетельствовать в настоящем приказе». И это далеко не единственный документ в архиве, в котором отмечен положительный вклад Николая Николаевича в развитие города.



Русские в Туркестане.Часть 1

Вместе со своей женой Татьяной Семеновной Кондратьевой он вырастил трех сыновей и двух дочерей и все они жили до отъезда на учебу в родительском доме на Абрамовском проспекте, неподалеку от церкви. В этом доме в 90-х годах еще проживала одна из правнучек Николая Николаевича…
Нет возможности остановиться на судьбе каждого из детей нашего замечательного ошанина, но о старшем сыне, тоже Николае Николаевиче, хотелось бы сказать хотя бы несколько слов. Получив военное образование, он долгое время служил в 8-м стрелковом полку (в Оше и Скобелеве), участвовал на фронтах Первой мировой войны и закончил ее в звании подполковника. После Октябрьской революции Николай Кондратьев – младший пять лет гражданской войны и периода басмачества служил советской власти, занимал высокое командные должности и заслужил немало поощрений. Демобилизовавшись из Красной Армии в 1922 году, он 20 лет проработал на Ферганском шелкомбонате, откуда ушел на пенсию.

В семействе Кондратьевых особое место занимала жена Константина – второго сына Николая Николаевича – Анна Николаевна Кондратьева, больше известная в городе под фамилией Пунделик. Анна родилась в Петербурге в 1881 году в семье балтийского моряка, которому Бог послал 12 детей. В семнадцать лет девушка закончила школу повиальных бабок и в звании вельдшера-акушерки служила на Дальнем Востоке в Даурском казачьем корпусе, участвовала в войне с Японией, была ранена. После была направлена в Туркестан, уездной акушеркой в город Ош и проработала по своей профессии 35 лет и была первой женщиной в Киргизии, получившей в 1940 году звание «Отличник здравоохранения СССР» . в то далекое время квалифицированная акушерка была редкость, а эта добрая и отзывчивая женщина, без преувеличения можно сказать «выродила» половину городских детишек и пользовалась неподдельной любовью горожан.

Интересная жизнь сложилась у младшего сына – Валентина. Окончив кадетский корпус, он не пошел в военное училище, а занялся мелким предпринимательством, одно время входил в акционерную компанию, которая первая в городе приобрела небольшой автобус и взялась за пассажирские перевозки между Ошом и Андижаном. Октябрьская революция застала Валентина Николаевича в Риге, где он прожил еще много лет, посвятив себя переводам и издательской деятельности, был знаком со многими писателями и художниками России, считался тонким ценителем искусства. Когда гитлеровцы оккупировали Прибалтику, Валентин Кондратьев чудом избежал концлагеря и «душегубки, скрывался под чужой фамилией. По окончании войны он вернулся в Среднюю Азию, жил в Ташкенте, работал в Институте защиты растений от вредителей. Он любил вспоминать прекрасный родительский сад в Оше, рассказывал как генерал А. Гиппиус, ознакомившись с замечательными достижениями Николая Николаевича Кондратьева и желая широко внедрить его опыт в промышленное садоводство Ферганской области, специальным приказом назначил его (уже переведенного на пенсию) уездным садоводом с большими полномочиями.

В октябре 1913 года в звании коллежский регистратор Н.Н. Кондратьев был «уволен со службы за болезнью с награждением чином Губернского Секретаря». Таким образом, он прослужил в военном ведомстве 35 лет.
Скончался Николай Николаевич в сентябре 1919 года от сердечного приступа, когда увидел гибель дома и сада от мутных потоков воды, пущенных басмачами на Ошскую крепость…

Федор Семернин Публикацию подготовил Э. Аюпов

Материалы для публикации представлены Ошским областным архивом политической документации

На первом снимке: г. Ош. Примерно 1908 год. Сидят внизу (слева направо) – Сын Рябкова – Николай Павлович, Томашевский Григорий Романович.
Второй ряд: Кондратьев Николай Николаевич
Пономаренко – жена священника
Кондратьева Александра Ивановна
Горева Александра Агеевна
Третий ряд: Горев Николай Иванович (судья)
Рябков Павел Петрович
Пономаренко Иосиф