Развитие культуры в Киргизской ССР

В законе о пятилетием плане развития народного хозяйства Киргизии на 1946—1950 гг. в областинародного образования была постав лена задача восстановить довоенный уровень школьной сети и контингента учащихся и обеспечить дальнейшее развитие всеобщего семилетнего образования. Эта задача была успешно решена. Если в 1940/41 учебном году в 1645 школах обучалось 328 695 учащихся, то в 1950/51 учебном году в 1638 школах обучалось 328 858 учащихся. Следовательно, довоенный уровень контингента учащихся уже был восстановлен. Число учителей за этот же период увеличилось с 11484 в 1940 г. до 16 342 в 1950 г.

Состоявшийся в конце 1949 г. V съезд КП(б) Киргизии обязал партийные и советские организации республики с 1949/50 учебного года обеспечить переход ко всеобщему семилетнему образованию не только в городах, но и в сельской местности.

Для полного охвата обучением в пятых классах учащихся, окончивших четвертые классы, с начала 1949/50 учебного года 76 начальных школ были реорганизованы в семилетние. Заметно улучшился качественный состав учителей. В период с 1940 по 1951 г. педагогические учебные заведения республики выпустили свыше 4 тыс. учителей, из них 2 556 киргизов.

За это же время в семилетние и средние школы из выпускников педагогического и учительского институтов было направлено 2 446 учителей, из них киргизов 1 091.

В развитии народного образования в послевоенные годы большое значение имели вечерние школы рабочей и сельской молодежи. За 1948—1951 гг. окончили средние Школы рабочей молодежи и получили аттестаты зрелости более тысячи молодых рабочих. Быстро развивалось профессионально-техническое образование. Только за период с 1944 по 1950 г. ФЗУ и ремесленные училища республики дали народному хозяйству Киргизии более 28 тыс. квалифицированных рабочих: угольщиков, строителей, железнодорожников, металлистов и других специалистов. На базе общеобразовательных школ развернули свою работу высшие и специальные средние учебные заведения, которые дали республике более 25 тыс. специалистов различных квалификаций. Партия и правительство высоко оценили благородный труд советского учительства. За период с 1939 по 1951 г. различными правительственными наградами были отмечены 3 785 учителей и других работников народного образования Киргизии. В послевоенный период из года в год росли ассигнования на развитие народного образования. В довоенном 1940 г. на просвещение в республике было израсходовано 172 млн. руб., в 1950 г.— 414 млн. руб., в 1954 г.—481 млн. руб., а в 1955 г.—495 млн. руб.

В директивах XX съезда партии в области народного образования предусматривалось в течение шестой пятилетки «осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах и сельской местности путем обучения детей и молодежи в средних общеобразовательных школах (десятилетках) и средних специальных учебных заведениях». Число учащихся VIII— X классов в 1956 г. превысило контингент учащихся 1951 г. более чем в 2 раза. За это время значительно выросла и сеть школ рабочей и сельской молодежи. Например, в 1945/46 учебном году в четырех школах рабочей молодежи обучалось 1200 учащихся, а в 1955/56 учебном году в 66 школах рабочей молодежи училось 11 300 человек. XX съезд КПСС признал целесообразным приступить к организации школ-интернатов — учебно-воспитательных учреждений нового типа, призванных на более высоком уровне решать задачи подготовки всесторонне развитых строителей коммунизма. С начала 1956/57 учебного года в республике было открыто 6 школ-интернатов. В этих школах получали всестороннее образование и воспитание 1350 детей рабочих, колхозников и интеллигенции. К концу шестой пятилетки число школ-интернатов было доведено до 24.

XX съезд КПСС потребовал улучшить внешкольную работу с детьми. В республике расширялась сеть внешкольных детских учреждений: 5 Домов пионеров, 77 детских библиотек, 10 детских спортивных школ, Дом художественного воспитания, кукольный театр, детская техническая станция и др. В 1955 г. было организовано 42 загородных пионерских лагеря, в которых отдыхало 12 880 пионеров и школьников.

В 1951 г. был открыт Киргизский государственный университет. Это явилось большим событием в культурной жизни республики. Оно знаменовало собой торжество ленинской национальной политики Коммунистической партии. В 1951 — 1955 гг. были открыты Киргизский женский педагогический институт, Пржевальский и Ошский пединституты, Фрунзенский политехнический институт, институт физической культуры и спорта. Республика имела теперь прочную базу для дальнейшего расширения подготовки специалистов высшей и средней квалификации. В 1957 г. в 9 вузах республики (включая заочное обучение) обучалось 14,7 тыс. студентов и в 32 специальных средних учебных заведениях — свыше 14 тыс. учащихся, из них половина — киргизов.

Киргизский филиал Академии наук СССР и его институты за 11 лет своего существования провели большую научно-исследовательскую работу по изучению сырьевых ресурсов Киргизии, по развитию биологической, химической, исторической и других отраслей науки. По решению ЦК КПСС и Советского правительства 20 декабря 1954 г. на базе Киргизского филиала АН СССР и ряда других научных учреждений республики была основана Академия наук Киргизской ССР. Ее президентом был избран известный хирург И. К. Ахун-баев, ее первыми академиками стали А. Алтмышбаев (философия), Д. Алышбаев (политэкономия), Б. Джамгерчинов (история), Т. Сыдыкбеков и А. Токомбаев (писатели), И. Батманов (тюркология), Б. Юнусалиев (киргизское языкознание) и др. В научных учреждениях работало около 1000 человек, из них 160 кандидатов и докторов наук. Академией было издано 63 монографии по разным проблемам науки. Ученые-геологи определили месторождения угля общим запасом более 27 млн. т. Под руководством академика И. В. Выходцева было проведено геоботаническое исследование на площади 8 млн. га. В 1957 г. был опубликован уникальный по лексико-этнографическому богатству «Киргизско-русский словарь» академика К. К. Юдахина, удостоенный Государственной премии СССР. Историки подготовили двухтомный труд по истории Киргизии.



В послевоенные годы в развитии литературы важным событием стал выход в свет романа писателя Тугелъбая Сыдыкбекова «Люди наших дней» (1948), посвященного самоотверженному труду людей Киргизстана в годы войны. В романе нашла отражение тема братской дружбы киргизского, русского, украинского народов. Роман был удостоен Государственной премии СССР. В эти же годы киргизская литература обогатилась замечательной повестью одного из старейших писателей республики Касымалы Баялинова «На берегах Иссык-Куля» (1947), в которой писатель отразил самоотверженный труд колхозников в тылу в годы Великой Отечественной войны. Главный герой романа Джапар, вернувшись с фронта после тяжелого ранения, выступает организатором масс, выводит отстающий колхоз «Орнек» в число передовых и в этом находит свое счастье.

Аалы Токомбаев пишет повесть «Время летит» (1948), посвященную людям первого поколения киргизской советской художественной интеллигенции. В основу сюжета этого произведения легли факты из жизни народного художника СССР Гапара Айтиева, в трехлетием возрасте оставшегося сиротой, воспитанника детского дома, впоследствии благодаря Советской власти ставшего выдающимся живописцем. В повести К. Джантошева «Пламенная молодежь» была поднята важная тема послевоенной жизни республики — освоение залежных земель. Поэт А. Токтомушев в поэме «Любовь и страх» с романтическим подъемом пишет о светлой любви молодых людей Шергазы и Татынай. В повести воссоздан с документальной достоверностью образ замечательного киргизского хирурга, академика Исы Ахунбаева, своим искусством спасшего жизнь Татынай. В 1952 г. появляется первый рассказ Чингиза Айтматова «Газетчик Дзюйо» о японском мальчике — распространителе печати. Были переведены и изданы на киргизском языке «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Сын полка» В. Катаева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Индийская баллада» М. Турсун-заде, патриотические стихи Джамбула и другие произведения писателей народов СССР.

Композиторы и драматурги Киргизии расширили репертуар национальных театров. Композитором М. Абдраевым была написана опера «Молодые сердца»; композиторы В. А. Власов, А. Малдыбаев и В. Г. Фере создали оперу «На берегах Иссык-Куля», драматург Т. Абдумомунов написал пьесу о жизни геологов «Песчаное предгорье», а поэт А. Османов — о киргизской колхозной деревне «Вторая бригада». Большим успехом у юных зрителей пользовались постановки детского кукольного театра—«Сказка партизанского леса», «Бабушка маленького партизана», «Охотник Таласа» и др.

Всесоюзное и международное признание завоевывает киргизское изобразительное искусство. Народный художник СССР и Киргизской ССР С. А. Чуйков в 1949—1950 гг. пишет серию картин из жизни людей труда, за что дважды был удостоен Государственных премий СССР. Выдающийся скульптор О. М. Мануйлова создала памятники героям Великой Отечественной войны и скульптурные портреты передовиков производства.

XX съезд КПСС признал необходимым широко использовать в воспитательной работе культурно-просветительные учреждения. К 1963 г. в республике насчитывалось 1110 массовых библиотек. Число клубных учреждений достигло 1132, в том числе 1016— в сельских местностях, что обеспечило необходимое культурное обслуживание аилов Киргизстана.

В республике имелось 6 музеев, которые только за один 1955 г. посетило 11 150 человек. В Киргизии работало 7 театров, в том числе театр оперы и балета, 5 театров драмы и комедии, детский кукольный театр. Только в 1955 г. театры республики показали 2609 спектаклей, на которых присутствовало 673 тыс. зрителей. В 1956 г. в Киргизии действовало 540 киноустановок, в том числе 140 передвижных. Эти киноустановки за год обслужили свыше 13 млн. зрителей, из них более половины — сельского населения.

В республике издавалось 29 названий журнальной продукции (в том числе 9 на киргизском языке) общим тиражом 1 204 тыс. экземпляров, из них 915 тыс. экземпляров на киргизском языке. Кроме того, здесь выходило 6 республиканских, 10 областных, 7 городских, 66 районных газет. В работе этих газет и журналов принимали активное участие рабочие, колхозники и интеллигенция республики.