Охота киргизов. Домашние промыслы и ремесла. Охота, рыболовство, шелководство

Охота, бывшая в древности одним из основных занятий киргизов, еще в XIX в. являлась значи­тельным подспорьем в их трудовых хозяйствах. В фольклоре сохранились воспоминания о том, что в отдельных случаях охотники снабжали мясом бедные аилы или небольшие общины. Доказательством большого значения охоты в прошлом служит киргизский народный календарь, в котором пять месяцев носят названия промысловых животных: оленя (бугу), горного козла (теке), архара (кулжа) и самца косули (чын куран, т. е. ис­тинный куран, и жалган куран, т. е. ложный куран).
Охотились с ловчими птицами и с ружьями, ставили тарелочные кап­каны (железные) и силки. Значительное распространение до Октябрьской революции имели фитильные ружья с деревянными сошками, но уже появлялись шомпольные ружья и берданки. Объектами охоты были гор­ные бараны, козлы, косули, медведи, волки, лисицы; в первой половине XIX в. была распространена охота на маралов, рога которых, добытые в определенное время года, высоко ценились в Китае; их скупали у кирги­зов китайские купцы. Киргизы славились как искусные, исключительно меткие стрелки и неутомимые охотники.
В старину на горных баранов и козлов устраивались иногда коллек­тивные облавы (уу), напоминающие такие же способы охоты у таджиков.
Охотники, как и пастухи, для ходьбы в горах пользовались особыми приспособлениями из конских копыт (тай ту як), которые пристегивались к подошвам сапог. У них были «ступающие»,круглой или четырехугольной формы, лыжи (жапкак) и железные приспособления типа «кошек» (темир чокой) для ходьбы по скалам.
С давних времен у киргизов была распространена охота с ловчими птицами. В качестве ловчих птиц, дрессировка которых была доведена до большого совершенства, служили орлы, соколы, ястребы. Промысловое значение имела главным образом охота с орлами-беркутами (буркут), с помощью которых добывали лисиц, иногда волков, косуль. Охота же с соколами и ястребами на пернатую дичь была скорее любительской — спортивным занятием. Чаще всего она служила развлечением феодальной знати. Искусно проводилась охота с борзыми собаками. Киргизы издавна разводят особый, горный тип борзой собаки (тайган), которая хорошо идет на лисицу. Собаки использовались также во время облавы на зверей.
У киргизов существовал обряд посвящения в охотники. Применялись заговоры на дичь.
После Октябрьской революции охота не утратила значения подсобного промысла, но характер ее претерпел большие изменения. Охотники- промысловики объединены в особые звенья, входящие в состав колхозов.
За сдаваемую ими пушнину деньги поступают в колхоз, а охотникам на­числяются трудодни. Объектами охоты служат преимущественно лисы, сурки и суслики, но и теперь охотятся на хищников — волков, медве­дей, барсов. Фитильные ружья почти повсеместно вышли из употребле­ния — их заменили современные охотничьи ружья. Для охоты на хищ­ников и сурков и теперь применяют капканы. Продолжает бытовать и охота с беркутами, особенно на лис. Охотой занимаются и колхозники, не состоящие в охотничьем звене. Это преимущественно животноводы. Они бьют главным образом хищников, представляющих опасность для отар и табунов. В Киргизии в широких размерах производится отлов диких жи­вотных и птиц для зоопарков страны. Киргизы-охотники активно участ­вуют в снаряжаемых для этой цели экспедициях и с большим мастерством ловят снежных барсов, рысей, горных козлов, горных баранов (архаров) и других зверей.
Охота с ловчими птицами и в настоящее время принадлежит к числу излюбленных спортивных развлечений киргизов.
Домашние промыслы и ремесла
Значительное место в киргизском хозяйстве занимали различные домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов ско­товодства. Из шерсти овец, которых мужчины стригли весной и осенью, женщины изготовляли пряжу при помощи ручного деревянного вере­тена (ийик) с пряслицем из дерева, свинца или камня. На примитивном ткацком стане (врмвк) из этой пряжи изготовляли ткань для пошивки халатов, штанов, мешков, переметных сум, а также тесьму для обвязы­вания остова юрты. По своему устройству киргизский ткацкий стан в об­щих чертах совпадает с такими же станами у соседних, в прошлом ко­чевых, народов Средней Азии.
Овечья шерсть шла также на выделку тканых ворсовых ковров (у юж­ных групп киргизов) и войлоков, которыми покрывали юрты. Из нее из­готовляли войлочные ковры для подстилки, халаты, головные уборы, обувь, различные принадлежности к седлам. Верблюжью шерсть ис­пользовали для выделки тканей на пошив одежды, из шерсти коз и яков вили веревки (аркан). Из овечьих шкур шили тулупы, головные уборы, подстилки для юрты. Шкуры обрабатывали кислым молоком с солью, а затем очищали мездру. Из козьих шкур изготовляли мешки для хранения и перевозки жидкостей. Кожи крупного рогатого скота, лошадей и верб­людов шли на выделку обуви и различных типов посуды. В числе домаш­них промыслов, обслуживавших потребности каждой отдельной семьи и ложившихся почти целиком на плечи женщин, необходимо еще упомянуть изготовление циновок из стеблей степного растения чия, переплетаемых шерстяными и хлопчатобумажными нитками.
В бедняцких и середняцких хозяйствах в домашних промыслах были заняты члены собственной семьи; богатые хозяйства привлекали для домашних работ зависимых от них бедных сородичей.
Деревообделочные работы заключались главным образом в изготовле­нии остовов юрт, ленчиков для седел, колыбелей и частично посуды. Для изготовления точеной деревянной посуды деревообделочники (жыгач уста) применяли примитивный токарный станок (кырма, дукен). Неко­торые мастера работали на заказ, на непосредственного потребителя, часто из его материала. Оплата за работу производилась преимущественно натурой. Ремесло у киргизов не было развито. Мастера продолжали заниматься скотоводством и земледелием.
Обработка металлов известна киргизам уже давно. Из добывавшегося на оз. Иссык-Куль шлихового железного песка, путем плавки его в при­митивных горнах, получали железо. Кузнецы (темир уста) изготовляли подковы, ножи, серпы, топоры, сошники, а более искусные из них — ору­жие. Серебряных дел мастера (кумуш уста, зергер) делали из серебра жен­ские украшения, украшения для мужских поясов, сбруи и т. п., часто отличавшиеся большим художественным вкусом. Некоторые виды ре­месла у киргизов передавались по наследству; были потомственные куз­нецы, ювелиры, мастера по изготовлению жерновов.


В некоторых местах из цветного камня изготовляли пулелейки, све­тильники, пуговицы. Памирские киргизы добывали хрусталь, яшму, самородное золото, сбывая все это на рынках Кашгара и Яркенда. Южные киргизы жгли уголь и продавали его в городах Ферганы.
С соседними странами киргизы издавна вели оживленный меновой торг. К ним приезжали торговцы из Ферганы и Кашгара со стегаными бумажными и полушелковыми халатами, одеялами, тюбетейками, плат­ками, бумажными и шелковыми тканями, из которых особенно большим спросом пользовались бязи и бумажная армячина. Оттуда же привозили оружие. Из Кульджи купцы привозили чай, табак, рис, шелковые ткани. Проникали к киргизам также и товары российского производства. Тор­говля с Россией установилась задолго до принятия киргизами русского подданства. Из России привозили ткани, выделанную кожу (юфть), же­лезные и чугунные изделия, украшения. Эти товары пользовались боль­шим спросом у киргизского населения. В обмен на привозившиеся товары купцы получали от киргизов скот, шкуры, войлоки, кожи, шерсть, пуш­нину, волос. В качестве всеобщего эквивалента при обменных опера­циях служила овца. Более ценные из привозимых товаров (напри­мер, шелковые ткани, кожи, рис) приобретали только богатые ското­воды.
Несмотря на некоторое развитие торговли и обмена с соседними осед­лыми народами, товарное производство в киргизском обществе в XIX в. находилось в зачаточном состоянии. 'Вследствие крайне незначительного числа городов и рынков хозяйство подавляющего большинства скотоводов и земледельцев в основном было натуральным. Исключение составляли населенные киргизами районы, тяготевшие к таким экономическим цент­рам, как Ош и Андижан, Кашгар и Яркенд. Здесь имели некоторое значение товарные отношения.
В конце XIX — начале XX в. экономическая жизнь в Киргизии стала оживляться. Все более расширялась торговля скотом и продуктами жи­вотноводства, товарно-денежные отношения проникали в аил и постепенно расшатывали устои натурального киргизского хозяйства. Меновая тор­говля все более заменялась денежной. Основное место заняла торговля с Россией.
После Октябрьской революции, в особенности в связи с коллективи­зацией сельского хозяйства, развитием местной промышленности и со­ветской торговли, значение и удельный вес домашних промыслов и ре­месел в хозяйственной жизни киргизского населения резко изменились. Некоторые из них, как, например, кузнечный промысел, обработка дерева, изготовление арканов полностью или частично перешли в область общественного хозяйства. Однако киргизские мастера, работающие в кол­хозных кузницах, где они заняты ремонтом и изготовлением сельскохозяй­ственного инвентаря, выполняют и заказы колхозников на предметы до­машнего обихода: таганы, щипцы для углей, шумовки. Отдельные мастера деревообделочники до сих пор занимаются изготовлением частей для остова юрты. Большинство же их работает ныне в качестве плотников и столяров в строительных бригадах колхозов или в колхозных мастерских. В свободное от основной работы время они изготовляют по просьбе кол­хозников различные виды мебели и домашней утвари: низкие шкафы для посуды, сундучки (уквк) для хранения хлеба, лари для зерна и муки, обыч­ные или круглые низенькие столы, кадки (челек), ступы (соку), детские колыбели {(бешик), музыкальные инструменты (трехструнный комуз), ленчики для седел.
Значительная часть старых киргизских домашних промыслов продол­жает в той или иной мере сохраняться и теперь в личном хозяйстве кол­хозных семей, что объясняется многими особенностями местного хозяй­ства, климатическими условиями, национальными вкусами и потреб­ностями. Сохраняются и традиционные технические приемы. Значитель­ная часть домашних производств связана с обработкой шерсти. Из нее изготовляют войлоки для покрытия юрты, подстилки, потники, головные уборы, валенки и чулки. В некоторых семьях ткут шерстяные ткани для верхней одежды, переметных сум, паласов, мешков, попон. Такие работы, как катание войлоков, витье арканов, до сих пор выполняются с уча­стием соседок, на коллективных началах. Домашним способом обраба­тываются также овечьи шкуры, из которых затем шьют тулупы, шубы, шапки, штаны, коврики для подстилки. В семьях животноводов изготов­ляют некоторые виды кожаной посуды, удобной при частых переездах на пастбищах. Сохраняется и плетение циновок из стеблей чия.
Рыболовство, пчеловодство, шелководство
После присоединения к России в Киргизии получило некоторое развитие рыболовство. Для ловли рыбы в Иссык-Куле киргизы пользовались прими­тивной острогой (дегее), устраивали запруды на ре­ках. В дальнейшем некоторые киргизы, нанимавшиеся к русским промыш­ленникам, ст^ли пользоваться их приемами, рыболовными снастями. Однако сколько-нибудь значительного развития в прошлом этот промы­сел не получил. Отдельные киргизские хозяйства на Иссык-Куле заим­ствовали у русских крестьян-переселенцев технику разведения пчел, но и пчеловодство в силу особенностей полукочевого киргизского хозяйства не играло в нем какой-либо заметной роли. Некоторая часть южных киргизов, наряду с земледелием, стала заниматься шелководством, причем выкормка червей стала обязанностью женщин.
В настоящее время рыболовство в Киргизии, особенно на оз. Иссык- Куль, имеет важное народнохозяйственное значение. Рыбы, населяющие водоемы и реки Киргизии, принадлежат к пятидесяти видам и подвидам. Наиболее распространены голый осман, сазан, маринка, чебак, чебачок-селедочка, голец, щука, сом, красноперка. Оз. Иссык-Куль становится ныне рыбоводной базой Средней Азии. Здесь уже акклиматизировались форель, карп, судак. Построен Тонский рыбоводный завод.
На Иссык-Куле организованы рыболовецкие артели.
Многие киргизские колхозы, особенно в Прииссыккулье и в северной части Ошской области, имеют свои пасеки, обслуживаемые пчеловодами- киргизами. Получаемый с пасек мед продается на колхозном рынке и членам колхоза, а также служит одним из видов натуральной оплаты тру­додней.
Шелководство развивается ныне как часть общественного хозяйства в колхозах Ошской области.