Общественная Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила классовую структуру киргизского общества и полностью преобразила общественные отношения, существовавшие в киргизском аиле. Утверждение социалистической системы хозяйства, победа коллективизации в сельском хозяйстве Киргизии предопределили ликвидацию эксплуататорских классов — байства, манапства, кулачества. Колхозное крестьянство, рабочий класс и интеллигенция составили новое советское киргизское общество. Молодой киргизский рабочий класс возник и растет в тесном союзе с крестьянством, и этот союз представляет собой одну из монолитных основ киргизской социалистической нации. В рядах многочисленной киргизской интеллигенции есть инженеры, техники, агрономы, врачи, художники, писатели, артисты, учителя, ученые, в том числе много женщин. Под руководством Коммунистической партии воспитаны многочисленные национальные кадры партийных и советских работников, государственных деятелей, хозяйственников. Трудно даже сопоставлять общественную жизнь в современном киргизском обществе с монотонным и вялым течением прежней жизни киргизского аила, основанной на всевластии байско-манапской и чиновничьей верхушки и на бесправии большинства рядовых скотоводов и земледельцев. Многообразна, содержательна, проникнута новыми отношениями общественная жизнь в городах, аилах и кыштаках Киргизии. Она основана на принципах товарищества и взаимной помощи, тесно переплетается с интересами общественного хозяйства и труда, многими нитями связана с общественно-политической жизнью всего Советского Союза. Руководителем и организатором, душой всей общественной жизни в Киргизии является ее Коммунистическая партия, объединявшая в своих рядах к XXII съезду (1961 г.) свыше 68 тыс. человек. Советы депутатов трудящихся привлекают население к активному участию в общественной жизни. Сессии Верховного Совета Киргизской ССР и местных Советов обсуждают самые насущные вопросы общественного хозяйства, культурно-бытового обслуживания трудящихся. Свыше 15 тыс. депутатов местных Советов и многие тысячи активистов участвуют в постоянных комиссиях, занятых улучшением деятельности всех советских организаций. В целях дальнейшего развития советской демократии число депутатов в Советах республики было увеличено в 1959 г. более чем на 2 тыс. Выборы в Советы всегда проходят как большой народный праздник. Об общественной активности трудящихся Киргизии свидетельствует тот факт, что на городских и районных партийных конференциях, открытых партийных собраниях и собраниях трудящихся, посвященных обсуждению проекта новой Программы КПСС, присутствовало более 435 тыс. человек. Тысячи коммунистов и беспартийных выступали на собраниях и в печати со своими откликами и предложениями. Большую роль в коллективном управлении хозяйственными делами играют рабочие собрания и производственные совещания на предприятиях и общие собрания колхозников. Коммунистический Союз Молодежи Киргизии, насчитывающий в своих рядах около 150 тыс. юношей и девушек, является признанным вожаком киргизской молодежи. Его деятельность ознаменована многими славными делами. Под его руководством развернулось движение за массовый переход комсомольцев и молодежи на работу в ведущую отрасль сельского хозяйства — животноводство. Сотни тысяч членов объединяют профсоюзные организации Киргизии. При деятельном участии профсоюзов трудящиеся соревнуются за досрочное выполнение семилетнего плана. Самое замечательное явление современности, возникшее в связи с созывом XXI съезда КПСС,— движение за звание коллективов и ударников коммунистического труда — охватило свыше 75 тыс. трудящихся. В середине 1961 г. за это почетное звание боролись около 3 тыс. коллективов, 609 его уже завоевали. Общественный труд сплотил людей независимо от их прежней родовой принадлежности, от их национальности. Родовое и племенное самосознание уже давно уступило место национальному самосознанию. Первенствующее место заняло сознание принадлежности к определенному трудовому коллективу. Однако из памяти старшего поколения киргизов еще не исчезли представления о принадлежности к тому или иному племени и роду, о генеалогии своей семейно-родственной группы и семьи. Эти представления, как правило, уже не играют какой-либо роли в общественной жизни, но иногда проявляются в пределах группы родственных семей — бир атанын бал- дары. Имеющая характер народного обычая, взаимная помощь внутри такой группы используется иногда лицами, преследующими корыстные* цели, для создания обстановки семейственности и круговой поруки, что причиняет тот или иной ущерб общественным интересам. Солидарность членов группы родственных с§мей, выражающаяся в коллективной помощи члену группы по случаю свадьбы, похорон и т. п., базируется на той же отсталой и ныне вредной идеологии «родового единства». Молодежь в своей массе не поддерживает патриархально-родовых пережитков, связанных с воспоминаниями о прежнем родоплеменном делении. Основой государственного и общественного строя в Киргизской ССР,, как и в других братских республиках СССР, является идеология дружбы народов. Она пронизывает всю производственную, общественную и духовную жизнь трудящихся республики. Если в дореволюционное время на пути подлинной дружбы киргизского народа с русским и другими народами стоял русский царизм и киргизские феодалы и баи, то в годы Советской власти, когда для развития дружбы не осталось никаких препятствий, она приняла широкие и многообразные формы. На предприятиях, в колхозах, учреждениях, институтах, вузах учатся и рука об руку трудятся на благо Родины представители всех национальностей, населяющих Киргизию. Многонациональные колхозы — частое явление как в северной, так и в южной Киргизии. Двенадцать национальностей представлены среди колхозников сельскохозяйственной артели «Кызыл-Шарк» Кара-Суйского района Ошской области: дунгане, киргизы, узбеки, русские, таджики, уйгуры, корейцы и др. Этот колхоз до недавнего времени возглавлял дважды Герой Социалистического Труда дунганин X. Таширов. В деятельности всех государственных, партийных и других общественных организаций всегда учитывается многонациональный состав населения Киргизии. В органах власти все национальности представлены депутатами. В составе Верховного Совета Киргизской ССР IV созыва были представители 13 национальностей. Среди 329 депутатов киргизы составляли 52,8%, русские 25,2%, украинцы 9,4%, узбеки 5,4%. В местных Советах Киргизии имеются депутаты 36 национальностей, в том числе киргизов — 55,5%. Делается все необходимое для того, чтобы не допустить ущемления интересов какой-либо национальности, представленной в республике. Партийные организации воспитывают трудящихся в духе социалистического интернационализма, сближения наций. Большим событием в общественной жизни являются устраиваемые по нескольку раз в году на ипподромах городов Фрунзе и Пржевальска, а также в других пунктах конно-спортивные праздники, программы которых обязательно включают наиболее любимые народом национальные игры и состязания. В них обычно входят состязания народных силачей (курвги), борьба на конях (оодарыш), скачки юношей и девушек — «погодя за девушкой» (кыз куумай). Интересно отметить, что на новогоднем празднике в Пржевальске в 1959 г. победу в этой скачке одержала русская наездница — студентка Валя Гребенщикова. Устраивается также состязание по перетягиванию аркана (аркан тартыги). После скачек и заездов племенных скакунов организуются так называемые гладкие юкачки с участием колхозных лошадей — am чабыги или аламан байга на дистанцию до 8—10 км, в которых наездниками бывают обычно юные джигиты, в возрасте 10—12 лет. Иногда устраивают гладкие скачки с жо- кеями-девушками. Демонстрируют свою ловкость джигиты и в состязании тыйын эн^мей, во время которого нужно на всем скаку поднять с земли монету. Наконец, в заключение обычно устраиваются проходящие с большим спортивным азартом конские скачки с козлом (улак тартыги). На этих праздниках всегда присутствуют многие тысячи зрителей, остро реагирующих на все перипетии состязаний и игр. В г. Фрунзе иногда организуются выставки национальных предметов быта, выпускаемых предприятиями местной промышленности. Это национальные женские платья разных расцветок, мужская одежда (чапан, чепкен, бешмант). Кроме того, швейные предприятия выпускают женскую одежду из вельвета и плюша. Фабрика головных уборов освоила выпуск мужских национальных головных уборов (калпак, тюбетейки). Производятся и национальные виды обуви. Для продажи таких товаров в г. Фрунзе открыт магазин национальных изделий. В нем продают вышитые ковры-панно— туш кийиз, ткани соответствующих местным вкусам расцветок, косынки с национальным орнаментом и др. Джалал-Абадский литейно-механический завод начал производить из алюминия кувшины местной формы — кумганы. Налаживается в городах продажа таких отвечающих национальным вкусам продуктов, как конина и кумыс. В Киргизии издаются газеты и литература, ведутся радиопередачи на русском, дунганском и узбекском языках, лекции читаются также на разных языках; в г. Оше работает старейший узбекский музыкально-драматический театр с ведущей актрисой Таджихон Хасановой, он ставит пьесы и киргизских драматургов; в быт киргизской молодежи широко вошли узбекские танцы. Пользуются популярностью самодеятельные уйгурские ансамбль и хор, дунганские ансамбли народных инструментов. В Киргизии, как и в других республиках, происходит закономерный процесс сближения наций. Культура киргизского народа впитывает в себя элементы культур братских народов, развивается по пути сближения с ними. Важное значение в связи с этим имеет принимающее все более широкие размеры изучение, наряду с родным языком, русского языка. Он уже стал для киргизов вторым родным языком. Выросшее на основе общих интересов строительства социализма и совместного труда морально-политическое единство народов Советской Киргизии неоднократно получало яркое выражение в единодушном голосовании во время выборов в Верховные Советы СССР и Киргизской ССР и в местные Советы. Важным фактором общественного развития в Киргизии является нерушимая дружба, тесные экономические связи, сотрудничество и взаимопомощь между Киргизией и другими братскими республиками. В течение многих лет трудящиеся республики участвуют в социалистическом соревновании с трудящимися Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Армении. Делегации Киргизии посещают с целью изучения передового опыта другие республики, а также Москву, Ленинград. Киргизия в свою очередь принимает у себя представителей братских народов. Постоянно происходит обмен делегациями с братскими республиками, связанный с теми или иными важными датами, историческими событиями, съездами. Киргизская делегация присутствовала на торжествах, связанных с 300- летием воссоединения Украины с Россией, делегации Казахской ССР, Узбекской ССР и Таджикской ССР вместе со всем киргизским народом участвовали в торжествах по случаю вручения республике ордена Ленина (1957 г.). Широки и многообразны взаимные связи в области литературы и искусства. За 1956—1960 гг. переведено на киргизский язык и издано более 200 названий книг авторов 14 национальностей братских республик общим тиражом около 600 тыс. экземпляров. На многих языках народов СССР издаются произведения киргизских писателей. В последнее время получила признание новая форма культурных связей — проведение недель искусства и литературы республик. В 1959 г. в Киргизии была проведена неделя литературы и искусства Казахстана, в Туркмении— неделя киргизской литературы. В 1960 г. в Киргизии состоялись неделя туркменской литературы и неделя узбекского искусства, в Узбекистане — неделя киргизского искусства, в 1962 г. в Киргизии—декада русской литературы. В театрах Киргизии идут пьесы драматургов многих республик. Превратились в традицию взаимные гастроли театральных коллективов Киргизии и соседних республик, к которым общественность проявляет неизменный горячий интерес. В 1959 г. в Алма-Ате была открыта большая выставка произведений киргизских художников. Важное общественное значение имели проводившиеся в Москве в 1939 и 1958 гг. декады киргизского искусства и литературы. Проявлением дружбы и братства является переименование далекого с. Селявное Воронежской области в с. Тулебердиево в память о славном сыне киргизского народа, Герое Советского Союза Чолпонкуле Тулебер- диеве, погибшем близ этого села во время Великой Отечественной войны. В 1958 г. почтить память земляка туда ездила делегация трудящихся Кировского района Киргизии. Она была принята с большой теплотой.
Все более расширяются многообразные интернациональные связи киргизского народа с народами социалистических и других дружественных стран. Эти связи имеют глубокие корни. Одним из очень ярких проявлений интернациональной солидарности трудящихся явилось переселение в Киргизию в 1925 г. большой группы чехословацких и венгерских рабочих, организовавших близ г. Фрунзе интернациональное кооперативное товарищество «Интергельпо» («Взаимная помощь»), сыгравшее важную роль в индустриализации республики. Членами кооператива состояли рабочие 14 национальностей, в том числе и киргизы. На предприятиях «Интергельпо» готовились квалифицированные кадры из местных национальностей. Чувства дружбы киргизских трудящихся к народам, выдвинувшим крупных революционных и демократических деятелей, нашли выражение в присвоении вновь открытым альпинистами вершинам и пикам в хребтах Тянь-Шаня имен Георгия Димитрова, Эрнста Тельмана, Юлиуса Фучика, Манолиса Глезоса. Именем Ю. Фучика, не раз приезжавшего в Киргизию, названы улица и большой парк в г. Фрунзе. В последние годы Киргизию посетили делегации многих стран, в особенности социалистических стран Азии. Происходит постоянный обмен делегациями общественных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства. В Индии побывали писатели Т. Сыдыкбеков, Т. Уметалиев, А. Токтомушев, известная артистка Бакен Кыдыкеева, участвовавшая в фестивале советских кинофильмов, где демонстрировался и фильм «Салтанат», в котором эта артистка исполняет главную роль. Фильм «Сал- танат», рассказывающий о новой жизни киргизского народа, демонстрировался и во время фестивалей в Англии и Франции. Народный поэт Киргизии Аалы Токомбаев, художник А. Усубалиев посетили Китай. В Киргизию приезжала делегация деятелей искусства и культуры соседнего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, а перед этим в Синьцзяне гостили работники искусств Киргизии. Они ездили также в Монголию, Индию, Индонезию, Германскую Демократическую Республику, Объединенную Арабскую Республику. Деятели искусств зарубежных стран встречают в Киргизии горячий прием. Многие произведения писателей социалистических стран, а также Индии, Ирака, Алжира, Афганистана, Японии, Камбоджи и других стран Востока изданы на киргизском языке. В то же время произведения киргизских писателей, журналистов, ученых опубликованы в КНР, Чехословакии и других странах народной демократии. Углублению дружбы с народами зарубежных стран способствовало участие киргизской молодежи во всемирных встречах молодежи. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в составе делегации Киргизии было 350 человек. Киргизская делегация имела встречи с посланцами молодежи Индии, Камбоджи, Лаоса, Монголии, Чехословакии, Финляндии. Золотой медалью лауреата был награжден исполнитель народных песен Джапар Чабалдаев, серебряной медалью — студенческий ансамбль комузистов из восьми человек, бронзовой — исполнительница на комузе Мееркан Козубекова, племянница и ученица знаменитого мелодиста и виртуоза Атая Огонбаева. Лауреатами других фестивалей являются известная балерина Бюбюсара Бейшеналиева, певица Салима Бекмуратова, разносторонне одаренный артист Асек Джумабаев. В Киргизии созданы Общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Отделение Общества советско-китайской дружбы. Интернациональные связи и дружба с народами зарубежных стран укрепляют дело мира между народами. Движение сторонников мира, борьба за мир встречают в Киргизии горячую поддержку трудящихся масс. Широкий общественный отклик получают такие события, как областные и республиканские фестивали молодежи, спартакиады. Обычно молодежь готовит трудовые подарки к фестивалю, сооружает спортивные площадки, ремонтирует клубы, сажает деревья. На этих фестивалях общается молодежь различных областей и районов республики, разных национальностей, в них участвуют и гости из других союзных республик. Многие художественные ансамбли состоят из представителей нескольких национальностей. Русские юноши и девушки, а также многонациональные хоры исполняют киргизские песни, киргизы поют украинские песни, киргизские девушки исполняют узбекские танцы. Концерты, состязания, игры, музыка фестивалей привлекают к себе сотни тысяч жителей селений и городов. Такое же значение имеют спартакиады, в особенности — по национальным видам спорта, встречи со спортсменами братских республик, международные спортивные встречи с делегациями различных стран. К числу важных явлений общественной жизни в Киргизии следует отнести широкое участие стариков-колхозников, считающихся нетрудоспособными и находящихся на отдыхе, в общественном труде в наиболее напряженные сезоны сельскохозяйственных работ; инициативное строительство культурно-бытовых учреждений на селе силами колхозников и на средства колхозов по почину тружеников Ат-Башинского и Кочкорского районов Тянь-Шаньской области; различные формы обмена положительным опытом производственных коллективов. Этой же цели служит поток экскурсий на республиканскую выставку достижений народного хозяйства. Своеобразно проводится в Киргизии ставший традиционным День животновода. И в прошлом выход скотоводов на летние пастбища отмечался как торжественный день. Но тогда он проводился отдельными мелкими хозяйствами или в рамках небольшой кочевой группы. Теперь День животновода имеет совершенно иную функцию и носит широкий общественный характер. В этот день происходит как бы смотр работы животноводов, они берут новые социалистические обязательства. С этого дня начинается период летнего нагула общественного скота, борьбы за высокие привесы мяса и надои молока. В долине р. Сусамыра, где летом выпасается до миллиона голов овец, лошадей, крупного рогатого скота, верблюдов, свиней из колхозов и совхозов Чуйской долины, в День животновода в пойме р. Каракол собирается свыше 4 тыс. чабанов, табунщиков, пастухов, доярок, свинарей. После официальной части устраиваются национальные игры, борьба, конские скачки. Остаток дня животноводы проводят в долгих беседах за чашкой кумыса. Подобные праздники устраиваются и на таких крупных пастбищах, как Кенес-Анархай, Арпа. Нередко здесь же вручаются переходящие Красные знамена. Перед животноводами выступают приехавшие из города артисты, здесь звучат духовой оркестр, национальные мелодии. Для Киргизии, как и для других республик Советского Востока, было характерно в прошлом угнетенное, неравноправное положение женщины. Глубокие изменения, происшедшие в общественном положении киргизской женщины, явились прямым следствием вовлечения ее в общественнопроизводительный труд. Важную роль в борьбе за фактическое раскрепощение киргизских женщин сыграли передовые русские женщины. Ныне киргизские женщины являются активными участницами коммунистического строительства. С^/ди рабочих и служащих в республике женщины составляют 41%, в колхозном производстве — 52%. До революции грамотные женщины в Киргизии исчислялись лишь десятками. Даже в 1926 г. они составляли всего 7,4%. В 1959 г. 97% женщин были грамотны. Ныне 55% учителей — женщины, они же составляют 85% медицинских работников. В вузах и средних специальных учебных заведениях учатся тысячи девушек-киргизок. В Киргизии насчитывается около тысячи женщин — научных работников, более 150 из них — доктора и кандидаты наук. Несколько десятков киргизок имеют уже ученые степени. В республике хорошо известны имена медиков В. А. Исабаевой, К. Рыскуловой, литературоведа Б. Керимджановой. Свыше 36 тыс. женщин Киргизии имеют высшее и специальное среднее образование, в том числе 5,6 тыс. киргизок. Имеются уже первые инженеры-киргизки. Пользуются популярностью киргизские поэтессы Сатин Абдукаримо- ва и Субайылда Абдукадырова. В Киргизии много женщин — общественных деятельниц. В 1961 г. 39 женщин работали секретарями городских и районных комитетов партии. В составе депутатов Верховного Совета СССР, избранных от Киргизской ССР, 10 женщин, в составе Верховного Совета республики 111 жвдт щин, среди депутатов местных Советов 7 тыс. женщин. Пять киргизских женщин возглавляют исполкомы городских и районных Советов депутатов трудящихся. Более 6 тыс. женщин руководят звеньями, бригадами, животноводческими фермами, колхозами. Девять женщин работают министрами и заместителями министров, среди них министр культуры Кулийпа Кондучалова и министр социального обеспечения Батый Салиева. Своими трудовыми успехами завоевали общественное признание такие киргизские женщины, как С. Батманкулова, одна из зачинательниц движения за коммунистический труд на прядильно-ткацкой фабрике, последовательница В. Гагановой на швейной фабрике «40 лет Октября» Алима Усупова. За выдающиеся заслуги перед Родиной более 6 тыс. женщин награждены орденами и медалями, 49 женщинам присвоено звание Героя Социалистического Труда и среди них — видному свекловоду, вдове героя Отечественной войны Дюйшенкула Шопокова, Керимбюбю Шопо- ковой, прославленному чабану совхоза «Кочкорка» Телегей Сагымбаевойу депутату Верховного Совета республики, имеющей также звание Матери- Героини (она воспитала 12 детей). Высокого звания Матери-Героини удостоены более 850 женщин Киргизии. Общественность республики под руководством партийной организации ведет непримиримую борьбу с проявлениями феодально-байского отношения к женщине, с такими позорными пережитками прошлого, как выдача замуж несовершеннолетних девочек и отрыв их от учебы, продажа девушек за калым, похищение девушек, многоженство, которые иногда встречаются в отдельных районах республики. В этой борьбе почетная роль принадлежит общественным женским советам, созданным в городах, на предприятиях, в колхозах и совхозах. Под их контролем находится также работа детских учреждений, бытовых предприятий. У киргизского населения вошли в быт празднования годовщин Великой Октябрьской социалистической революции и Дня 1 Мая. Жители городов и сел отмечают революционные праздники не только участием в торжественных заседаниях и демонстрациях, но и путем устройства коллективных вечеров. В колхозах принято устраивать групповые угощения, ходить друг к другу в гости. Вообще у киргизов широко развит обычай гостеприимства, которое по старой традиции распространяется не только на отдельных лиц, приезжающих по делам, на почетных гостей, но и на своих односельчан, членов своего колхоза, случайных путников. Встреча Нового года — обычное явление в городских семьях, но в аилах она еще не стала общей традицией. Здесь на встречу Нового года собираются только группы сельской интеллигенции. Торжественные вечера и елки устраиваются в киргизских школах, как и в русских. Религиозные праздники, утратившие свое прежнее значение, частично еще отмечаются, в особенности в южной Киргизии, но главным образом людьми старшего поколения. Мусульманского поста большая часть киргизского населения не соблюдает, но верующие празднуют окончание поста — орозо айт. По мере возможности они отмечают и праздник жертвоприношения — курман айт. Во время этих праздников мусульманское духовенство собирает у верующих пожертвования в пользу мечетей. В сельских местностях еще продолжают сохраняться традиционные виды сборищ с угощениями. К ним прежде .всего относятся жоро-бозо и гиерне. Джоро-бозо — это поочередные групповые сборища для угощения бузой, устраиваемые обычно в зимнее время. В этих группах объединяются мужчины и женщины обычно одного возраста. Некоторые группы состоят из 30—40 участников. Главным угощением бывает буза, но, кроме того, приготовляют как лакомство боорсок, иногда варят мясо. Объединяющиеся в компанию выбирают одного из ее членов в качестве организатора угощений (его называют бий). Другому участнику, называемому эрке бала, поручается организация игр и развлечений. Несколько по-иному проводятся шерне — летние групповые угощения. Они организуются значительно реже, так как каждый участник должен заколоть для угощения остальных ягненка. К участию в шерне допускаются теперь и женщины, что раньше не разрешалось. Организация шерне падает на период напряженных сельскохозяйственных работ, поэтому эта традиция не получает поддержки и одобрения. Иногда шерне устраивают на летних пастбищах животноводы, выпасающие скот на соседних участках.