Информационно аналитический портал «25MK» / Энциклопедия Киргизская ССР:Высшие органы государственной власти и управления

Энциклопедия Киргизская ССР:Высшие органы государственной власти и управления

Верховный Совет Киргизской ССР

Высшим органом государственной власти в республике является Верхов ный Совет Кирг. ССР, к-рый правомочен решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР и Конституцией Кирг. ССР к ведению Кирг. ССР. Выборы в Верховный Совет республики, как и во все др. Советы, проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам Кирг. ССР, достигшим 18 лет, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишёнными. Верховный Совет Кирг. ССР состоит из 350 депутатов, избираемых по округам с равной численностью населения. Верховный Совет Кирг. ССР избирает Председателя Верховного Совета и 2-х его заместителей, Президиум Верховного Совета и Верховный Суд республики, образует правительство — Совет Министров республики.

К исключительной компетенции Верх. Совета относится принятие Конституции республики и внесение в неё изменений, утверждение гос. планов экономич. и социального развития республики, гос. бюджета и от чётов об их выполнении; образование подотчётных Верховному Совету органов. Верховный Совет Киргизской ССР образует в республике новые области, районы, города, сельские советы и устанавливает их границы, осуществляет амнистирование и помилование граждан, осуждённых судебными органами республики, устанавливает государственные и местные налоги и сборы, осуществляет принятие в республике законов о пользовании недрами земли, лесами и водами, республиканских кодексов и др. законодательных актов. В случае необходимости выносит проекты законов на всенародное обсуждение. Верховным Советом создаются постоянные комиссии: мандатная, планово-бюджетная, законодательных предположений, по пром-сти, транспорту и связи, по строительству и промышленности строительных материалов, по сельскому хоз-ву, по товарам народного потребления и торговле, по жилищно-коммунальному хоз-ву и бытовому обслуживанию, по здравоохранению и социальному обеспечению, по народному образованию, науке и культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства, по делам молодёжи, по охране природы и рацион, использованию природных ресурсов, по физической куль туре, спорту и туризму, а также следственные, ревизионные и др. комиссии.

Сессии Верховного Совета Кирг. ССР созываются 2 раза в год; внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов. Постоянно действующим органом Верховного Совета является Президиум Верховного Совета республики, к-рый в период между сессиями Верховного Сове та осуществляет в пределах, предусмотренных Конституцией республики (ст. 108), функции высшего органа гос. власти Кирг. ССР. Президиум Верховного Совета избирается из числа депутатов Верховного Совета на первой сессии Верховного Совета каждого созыва на весь срок его полномочий в составе: Председателя, 2-х его заместителей, Секретаря Президиума и 11 членов. Во всей своей деятельности Президиум подотчётен Верховному Совету.

Президиум Верховного Совета республики назначает выборы в Верховный Совет и местные Советы, созывает сессии Верховного Совета, координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета, даёт толкование действующих законов республики, обладающее обязательной силой, назначает выборы в народные суды, решает вопросы административно-территориального устройства Кирг. ССР, отменяет постановления и распоряжения Совета Министров республики, обл., р-ных и городских Советов в случае их несоответствия закону; устанавливает и присваивает почётные звания Кирг. ССР, награждает Почётной грамотой и Грамотой Верховного Совета Кирг. ССР, при-мает гражданство, издаёт акты об амнистии и осу-ствляет помилование граждан, осуждённых судебн. органами Кирг. ССР; осуществляет ратификацию денонсацию международных договоров Кирг. ССР, означает и отзывает её дипломатических представителей в иностранных гос-вах и международных организациях и др. По вопросам своей компетенции Президиум Верховного Совета Кирг. ССР издаёт указы принимает постановления.

Совет Министров Кирг. ССР

Высшим исполнительным и распорядительным органом гос. власти Кирг. является Совет Министров Кирг. ССР, образует Верховным Советом республики. Совет Министров. ССР включает: Председателя, его первого замес-теля и заместителей, министров, председателей гос. комитетов Кирг. ССР, а также по представлению ) председателя Совета Министров Киргизской ССР — руководителей других органов и организаций республиканских. Совет Министров Киргизской ССР подотчётен Верховному Совету республики, а в период между сессиями Президиуму Верховного Совета. В пределах своих полномочий Совет Министров Кирг. ССР обеспечивает руководство народным хоз-вом и социальных строительством, разрабатывает и вносит в Верховный Совет республики текущие и перспективные соц. планы экономич. и социального развития, гос. бюджет республики и принимает меры по их осуществлению; осуществляет меры по защите интересов гос-ва социалистич. собственности, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению гос. безопасности; осуществляет руководство области отношений Кирг. ССР с иностранными гос-ми, исходя из установленного Союзом ССР порядка и взаимоотношениях союзных республик с иностранными гос-вами; образует в случае необходимости комитеты, гл. управления и др. ведомства по делам хоз-ва социально-культ. строительства; осуществляет руководство деятельностью исполкомов местных Советов родных депутатов.

В качестве постоянного органа Совета Министров Кирг. ССР действует Президиум Совета Министров, состав к-рого входят Председатель Совета Министров, 1-й заместитель, заместители и др. члены правительства в соответствии с законом о Совете Министров Кирг. ССР. Совет Министров издаёт постановления актов СССР и Кирг. ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и заверяет их исполнение. В пределах своей компетенции Совет Министров Кирг. ССР имеет право отменять выполнения и распоряжения исполкомов местных Советах, а также акты министерств и гос. комитетов Кирг.ССР. Министерства и ведомства Кирг. ССР — центр учреждения, ведающие какой-либо определенной отраслью управления или осуществляющие меж-расовое управление. Мин-ва и гос. комитеты Кирг. Союзно-республиканские мин-ва и гос.- комитеты руководят порученными им отраслями управления, подчиняясь как Совету Министров Кирг. ССР, так и соответствующим союзно-республиканским министерствам Союза ССР; республиканские мин-ва и гос. коми-ты руководят порученными им отраслями управления, подчиняясь только Совету Министров Кирг. ССР. Кирг. ССР имеются следующие мин-ва и ведомства: I союзно-республиканские — внутренних дел, заготовок, здравоохранения, иностранных дел, культуры, лёг-ой промышленности, мясной и молочной пром-сти, высшего и среднего специального образования, просвещения, пищевой пром-сти, пром-сти строительных материалов, связи, сельского строительства, сельского

хоз-ва, строительства, торговли, финансов, юстиции; б) республиканские — автомобильного транспорта и шоссейных дорог, бытового обслуживания населения, коммунального хоз-ва, местной промышленности, социального обеспечения; в) союзно-республиканские гос. комитеты Киргизской ССР — плановый, по делам строительства, по труду, по ценам, по лесному хоз-ву, по профессионально-технич. образованию, но телевидению а радиовещанию, по кинематографии, по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, гос. безопасности, по материально-техническому снабжению, по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, народного контроля, Управление геологии, ЦСУ, по снабжению и сбыту нефтепродуктов, По надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

Местные органы государственной власти и управления

Органами гос. власти в областях, районах, городах, сельских населённых пунктах являются Советы народных депутатов, к-рые избираются соответственно населением области, города, села, посёлка сроком на 2,5 года. Местные Советы решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проводят в жизнь решения вышестоящих гос. органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов. Сессии местных Советов созываются их исполкомами не реже 4-х раз в год. Из числа своих депутатов местные Советы избирают постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесённых к ведению местных Сове тов. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являются избираемые ими из числа депутатов Советов исполнит, комитеты в составе председателя, его заместителя, секретаря и членов исполкома.

Специальная глава (11) Конституции Кирг. ССР посвящена статусу народного депутата как полномочного представителя народа в Советах народных депутатов республики. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая со своей трудовой деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления др. депутатских обязанностей он освобождается от выполнения своих трудовых обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы. Депутат имеет право запроса к гос. органам и должностным лицам. Неприкосновенность депутата и др. гарантии депутатской деятельности устанавливаются законодательством, СССР и Кирг. ССР.

Законодательство

В Киргизии до Октябрьской революции действовали обычное право (адат), мусульманское право (шариат) и законодательство Российской империи. Обычное Право как совокупность правовых обычаев, выражавших волю господствующего класса — феодалов, было установлено и санкционировано устно манапами, баями - представителями феодально-родовой знати. Оно состояло из устных обычаев, практики суда биев, отдельных изречений или приговоров «знаменитых» биев, творивших правосудие, а также из положений съезда биев — руководящих постановлений или общих правил судопроизводства и материального права, принимавшихся на чрезвычайных съездах биев одного или нескольких уездов, которые созывались для разрешения наиболее сложных уголовных или гражданских дел.



Обычное право. Источниками кирг. обычного права были: а) обычай (урп-адат, салт) - это имеющая силу закона, санкционированная устно господствующим классом, нигде письменно не зафиксированная, а передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению норма (правила поведения) в виде кратких изречений и пословиц; б) практика суда биев (бийлердин бутуму) — отдельные изречения или приговоры «знаменитых» биев, творивших суд, служивших «образцом» для разрешения др. аналогичных дел и тем самым в отдельных случаях приобретавших силу закона; в) положения съезда биев («эреже») — руководящие постановления или общие правила судопроизводства и материального права, предварительно вырабатываемые на чрезвычайных съездах биев одного или нескольких уездов. Эти правила оформлялись письменно и подписывались всеми биями. «Эреже» относится к письменному источнику права. Напр., «эреже», выработанное на Токмакском чрезвычайном съезде биев в 1893, со стояло из 113 параграфов. Его можно назвать «Малым сводом обычного права». «Эреже» служило руководством также для единоличных судов биев и для волостных съездов биев при решении дел.

Шариат. Под шариатом подразумевается мусульманское законодательство, включающее нормы, регулирующие гражданские, семейно-брачные, бытовые и др. взаимоотношения мусульман. Источниками шариата были: а) Коран (кирг. куран) — священная книга мусульман, основной источник не только вероучения ислама, но мусульманского права; б) сунна — высказывания о жизни, поступках пророка, не вошедших в Коран и передававшихся устно его сподвижниками; в) иджма — совокупное мнение авторитетных богословов-юристов (факихов), т. е. мнение толкователей-юристов Корана и сунны (хадис), признанное всеми мусульманами как закон; г) кыяс (кияс) — решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими судьями по аналогии с Кораном, сунной и иджмой.

До 1936 в Киргизии как составной части РСФСР действовали кодексы и законодательство РСФСР. С образованием в 1936 Кирг. ССР начало развиваться республиканское законодательство и выпускаться собрание законов Кирг. ССР. Напр., «Сборник законов Киргизской ССР и Указов Президиума Верховного Совета Киргизской ССР» (1938—49), изданный в 1950, 1957. В 1956 вышел в свет двухтомник «Хронологическое собрание законов Киргизской ССР, Указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства Киргизской ССР», содержащий республиканские законодательные акты с 1926 по 1954. В целях дальнейшей систематизации законодательства республики было из дано 42 тома «Хронологического собрания законов Киргизской ССР, Указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства Киргизской ССР», начиная с 1924, т. е. с момента образования Кирг. АО. С 1954 издаются «Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР». Кроме того, с 1959 издаётся ежемесячный сборник постановлений Совета Министров Кирг. ССР. В Кирг. ССР действуют: Закон о бюджетных правах Кирг. ССР и местных Советов депутатов трудящихся Кирг. ССР (дек. 1960), Закон 6 судоустройстве Киргизской ССР (май 1980), Закон о сельском и поселковом. Совете народных депутатов Кирг. ССР (дек. 1979), Закон о районном Совете народных депутатов (дек. 1979), Закон о городском и районном в городах Совете на родных депутатов (дек. 1979), Закон о народном образовании (дек. 1974; Закон о здравоохранении (июль 1971), Земельный кодекс (июль 1971), Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы (июль 1964), Кодекс о браке и семье (дек. 1969), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (дек. 1960), Исправительно-трудовой кодекс (дек. 1970), Кодекс законов о труде (май 1972), Водный кодекс (дек. 1972). В 1977—79 были приняты: Закон о выборах в Верховный Совет Кирг. ССР (авг. 1978), Закон об охране и использовании памятников истории и культуры (дек. 1977), Закон о Совете Министров Кирг. ССР (янв. 1979), Закон о порядке отзыва депутата Верх. Совета Кирг. ССР (июнь 1979), Регламент Верховного Совета Кирг. ССР (дек. 1979) и др.

Правосудие

Правосудие в Кирг. ССР осуществляется только судом. Судами республики являются: Верховный Суд Кирг. ССР, областные, районные (городские) народные суды. Судебная система организована применительно к административно-территориальному устройству республики. Высшим судебным органом Кирг. ССР является Верховный Суд. На него возлагается надзор за судебной деятельностью судов. Все суды образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районные (городские) избираются гражданами р-на (города) на основе всеобщего, равного, прямого избират. права при тайном голосовании сроком на 5 лет; народные заседатели этих судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на 2,5 года. Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов на 5 лет. Верховный Суд Кирг. ССР избирается Верховным Советом республики в составе Председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей. Рассмотрение всех дел во всех судах коллегиальное, в суде первой инстанции — с участием народных заседателей, к-рые при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Разбирательство дел — открытое (слушание дел в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных законом). Судопроизводство ведётся на киргизском или языке большинства населения дан ной местности. Разрешение хоз-венных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляют органы гос. арбитража.

Судебные органы республики действуют на закреплённых в Основах Законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик подлинно демократических началах: выборности судей и подчинения их только закону, гарантируют обеспечение права обвиняемого на защиту и ведение судопроизводства на нац. языке и др. В своей работе суды республики руководствуются едиными принципами процессуального законодательства, закреплёнными в обще-союзных Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

Прокуратура

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, гос. комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и исполкомами местных Советов, колхозами, кооперативами и др. обществ, организациями, должностными лицами и гражданами на терр. республики осуществляется Генеральным прокурором СССР, прокурорами Кирг. ССР и нижестоящими прокурорами. Прокуроры р-нов и городов назначаются Прокурором Кирг. ССР и утверждаются Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Прокурора Кирг. ССР и всех др. прокуроров — 5 лет. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.

Адвокатура

Положение об адвокатуре Кирг. ССР — добровольном объединении адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, колхозам, утверждено Указом Президиума Верховного Совета Кирг. ССР от 16 окт. 1965. Члены коллегии адвокатов оказывают правовую помощь гражданам и организациям путём участия адвокатов в предварительном следствии и в судебном разбирательстве гражданских и уголовных дел в качестве защитников обвиняемых, представителей потерпевших, гражданских истцов и ответчиков; консультирования по юридическим вопросам, советов, разъяснений, справок по законодательству; составления заявлений, жалоб и др. документов правового характера. Общее руководство деятельностью коллегии адвокатов осуществляет Министерство юстиции Кирг. ССР. Для членов коллегии адвокатов созданы юридические консультации, работой к-рых руководит заведующий, назначаемый Президиумом коллегии адвокатов.

Нотариат

Система гос. органов, в обязанность к-рых входит удостоверение бесспорных фактов, имеющих юридич. значение, свидетельствование документов и совершение др. действий, направленных на подтверждение гражданских прав. Организация и деятельность нотариата Кирг. ССР регламентируется Положением о нотариате, утверждённым Указом Президиума Верхов ного Совета Кирг. ССР от 25 июня 1974. Для совершения нотариальных действий создаётся система нотариальных контор, руководство к-рыми осуществляет Мин-во юстиции Кирг. ССР. В населённых пунктах, где нет гос. нотариальных контор, нотариальные акты совершают исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов.

Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Осуществляют регистрацию фактов рождения, смерти, заключения и расторжения брака и усыновления. В городах и районных центрах республики записи актов гражд. состояния осуществляются городскими, районными бюро записей актов гражданского состояния, а в сельских местностях и рабочих посёлках — сельскими и поселковыми Советами. Записи по письменному заявлению заинтересованных лиц производятся в реестровых книгах установленного образца, гражданам выдаются соответствующие документы: свидетельство о рождении, о браке и др. Необходимые исправления записей в книгах Актов гражданского состояния, если по этому вопросу нет спора, вносятся по решению вышестоящих органов ЗАГСа. Актовые записи производятся бесплатно, лишь при регистрации брака, развода и при перемене имени или фамилии взимаются определённые сборы. Инструкция о порядке регистра ции актов гражданского состояния в Кирг. ССР утверждена Советом Министров Кирг. ССР 19 янв. 1972.

Энциклопедия Киргизская ССР:Высшие органы государственной власти и управления
20-02-2015, 19:09
Вернуться назад