Котов Николай Федорович - первый руководитель статистического отдела

Семейство Федора Алексеевича Котова - казначея 8-го Туркестанского стрелкового полка в отличие от остальных военных Ошского гарнизона, выделялось своей многодетностью. На сохранившейся фотографии начала века, глава семейства и его супруга Ксения Филипповна сидят в окружении четырех сыновей и трех дочерей.

Причем, когда старшему исполнилось 19, то самой младшенькой шел только первый год. Несмотря на все это, хозяйка дома отличалась исключительной предприимчивостью напористостью. Достаточно сказать, что никто иной, как Ксения Филипповна еще в 1913 году была инициатором основной «пробивной силой» в строительстве в городе второй водяной мельницы, так как действовавшая в то время мельница Сукоркиной не обеспечивала потребности ошан в пшеничной муке. Энергичная и властная (они с мужем происходили из потомков первых сибирских первопроходцев) быстро уговорила войти в пай в мельничное дело несколько состоятельных ошан, в том числе соседа, единственного в городе богатого отличного плотника Данила Васильевича Зиновьева. Сохранилась ее переписка с Ошским уездным начальником и даже с администрацией Ферганского военного губернатора по вопросу ускорения в выдаче разрешения на строительство мельницы на канале.

Несмотря на занятость подобными общественными работами, Ксения Филипповна успевала управляться со всеми домашними делами и занималась воспитанием детей. Главе же семейства отводилась обязанность домашнего казначея и все заботы по саду и огороду. Так, в хлопотах и заботах семейство Котовых проживало в Оше по бывшей Кладбищенской улице до 1914 года, когда Федора Алексеевича вместе с полком отправили на фронт первой мировой войны, защищать царя и Отечество. А жена его вместе с детьми переехала в областной центр город Скобелев, ныне Фергана, чтобы определить в гимназию подрастающих девочек и мальчиков. В отцовском доме остался лишь старший сын Николай, заканчивающий Петербургский университет. Из всех Котовых именно он оставил заметный след в истории города Ош.

Еще учеником ошской приходской школы, Николай заметно выделялся среди сверстников своей сообразительностью, любознательностью и успеваемостью. Поэтому учителя рекомендовали родителям обязательно определить его в гимназию, хотя содержание в ней было весьма накладно для большой семьи. Ксения Филипповна отвезла и устроила Николая в Скобелевскую гимназию, которую он окончил с отличием, хотя чуть было не угодил в списки политически неблагонадежных граждан.

А дело началось с того. Что Николай будучи старшеклассником, по объявлению в журнале «Ниве» согласился некоему ученому собирать и отправлять кое-какие статистические материалы по родному краю. Пытливый гимназист аккуратно заполнял и отправлял присланные ему бланки. Так, никем неприметное сотрудничество скобелевского гимназиста с российским ученым продолжалось два года и вдруг по полицейским каналам стало известно, что ученый находится под наблюдением как неблагонадежный и Николаю грозило исключение из гимназии. И только энергичные хлопоты матери позволили Николаю закончить гимназию и уехать от греха подальше. Вскоре Николай поступил в Петербургский университет и после его окончания вернулся в родной Ош, чтобы преподавать в школе.

На редкость мягкий по характеру, никогда не вызывающий недовольство учеников, Николай Федорович умел удивительно доходчиво и ярко объяснить своим питомцам законы механики, оптики, гидравлики, электричества и других разделов физики, завораживал своим широким кругозором и закладывал в души учеников жажду познания неведомых им законов природы. Общительность и доступность Николая Федоровича не знали границ, он не пропускал ни одной большой перемены, чтобы поиграть на равных с детьми на площадке возле школы.



Человек с университетским образованием для маленького уездного города был просто находкой. Неудивительно, что местные власти поручили ему возглавить городской статистический отдел. Поскольку Николай Федорович любил статистику и несколько был с нею знаком (о чем упомянуто выше), то он с удовольствием согласился и вскоре отдел наладил сбор, обработку и реализацию статистических материалов. В 1928 году по его инициативе в Оше была проведена первая после революции перепись имущественного и национального состава населения города. Для выполнения этой интересной и ценной работы он привлек учеников старших классов ошской девятилетки, где по-прежнему преподавал.

Помнится, с каким интересом и чувством ответственности мы, ученики старались выполнять все его поручения. После его анализов, собранных нами материалов, мы начинали понимать значимость статистики как подлинной науки, безусловно необходимой для правильного понимания состояния городского хозяйства.
Благородная работа в школе и интересная деятельность в набиравшем силу горстатотделе, доставляли молодому и тщеславному Котову чувство удовлетворения и гордости за свой труд. Но, к сожалению, со стороны руководства города, а затем последовали откровенные придирки по срокам предоставления, то якобы отчетность не совсем правильно отражает действительно и так далее. Молодому статисту давали понять, что предоставляемые им данные иногда следует «подкорректировать» с учетом конъюнктуры и не превращаться в педанта.

На первых порах Н. Котов со свойственной ему корректностью пытался разъяснить своим оппонентам, что он лишь строго придерживается закона и действующих инструкций и нарушать их не собирается, но эти доводы при всей справедливости, только обостряли отношения. При очередном «разносе» нервы Николая Федоровича не выдержали и он в сердцах заявил, что он приверженец статистики, как строгой науки, а не как в продажной лавке, и если его работа не устраивает городских руководителей, то готов уйти. Его не удерживали. Вскоре Николай Котов уволился и закончив очередной учебный год в школе, покинул Ош.

Прошло десять лет.. И стало известно, что Н. Котов ведет большую работу в Ташкентской хлопковой селекционной станции. Он издал труд о решающем значении сортового семеноводства для повышения урожайности. И его имя увековечено в узбекской энциклопедии. Так, оказалось, как далекий от сельского хозяйства статистический анализ, сыграл важную роль в интенсификации хлопководства…
Два других брата Котовых - Владимир и Петр, окончив высшие учебные заведения, практически всю свою трудовую жизнь отдали конструкторской работе по созданию комплекса машин для хлопководства. Оба заслуженные изобретатели. Владимир, к тому же, Лауреат государственной премии СССР. Заботливая мать дала высшее образование и трем своим дочерям. Ольга стала педагогом немецкого языка, Мария - видный микробиолог, а Елена - ирригатор. Таков вклад в историю города Ош - Федора и Ксении Котовых.

Текст: С.Нурматова, по материалам фонда Ф.Семернина Ошского областного государственного архива политической документации.