Улица в Пржевальске. Из коллекции участника семиреченской экспедиции А. Н. Краснова. Фото: 1897 год.
Историческая справка: Каракол (Пржевальск) - молодой город. История сохранила нам точную дату, мотивы и обстоятельства его возникновения. Это один из первых населенных пунктов, основанных в Иссык-Кульской котловине после добровольного вхождения Киргизии в состав России.
В 1865 г. царское правительство спешно строит на Кашгарской границе ряд укреплений. Одно из них - Ак-Су - становится впоследствии центром Каракульского уезда. Ак-Су располагалось в стороне от торговых путей и сезонных перекочевок животноводов, поэтому было решено перенести уездный центр в более удобное место. С этой целью в котловину был направлен полковник Генерального штаба А. В. Каульбарс.
После тщательной рекогносцировки и опроса местных жителей новый город решено было заложить на старой торговой караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию, неподалеку от развалин старой ковандской крепости в низовьях р. Каракол.
«1 июля 1869 г. улицы, площади и гостиный двор были заложены, были заложены также нижние венцы оборонительной казармы»,- писал позже в своих «Замечаниях об организации г. Каракола» А. В. Каульбарс. Эта дата и стала считаться днем рождения города, который первоначально был назван по имени реки - Караколом.
Первое время город рос медленно и казалось, что он разделит судьбу Ак-Су. Но уже в 1872 г. в нем насчитывалось 150 жителей, преимущественно татар и узбеков, выходцев из Ташкента и других городов Туркестанского края. Русских, кроме военных - батальона пехоты, двух сотен казаков и горной батареи,- было всего двенадцать человек. Основное занятие жителей - торговля товарами первой необходимости, которые охотно покупались дехканами из окрестных кыштаков.
Начиная с 1875 г., темпы роста города несколько увеличились. С 1890 г. в Караколе начали селиться переселенцы с Украины, из губерний Черноземного Центра и Поволжья. Но особенно большой приток переселенцев в котловину озера Иссык-Куль, в том числе и в Каракол, был после неурожая в ряде губерний европейской части России в начале 90-х годов. В результате в 1897 г. в городе насчитывалось уже 8108 жителей, а к 1913 г. число их почти удвоилось.
Среди городов дореволюционной Киргизии Каракол был городом сравнительно высокой культуры. Неоценимую роль в этом сыграли участники многочисленных научных экспедиций, направлявшихся сюда Русским Географическим Обществом, Геологическим Комитетом и другими организациями для изучения русской и зарубежной Азии. Расположенный у самого рубежа неизведанных земель, он стал базой, своеобразным предстартовым пунктом для экспедиций Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова и многих других. Здесь они заготавливали продукты, нанимали рабочих, проводников, погонщиков, подбирали охрану, в последний раз перед дальней дорогой проверяли снаряжение.
20 октября 1888 г. на пути в свое пятое путешествие в Центральную Азию в городе умирает Н. М. Пржевальский. 1 ноября Каракол провожал его в последний путь. Ранним утром гроб с телом покойного, установленный на лафете полевого орудия, эскортируемый пятым Западносибирским линейным батальоном и батареей горной артиллерии, двинулся к озеру Иссык-Куль. За гробом в скорбном молчании шли почти все жители города.
За день до смерти Николай Михайлович, придя в сознание, сказал: «Прошу об одном: не забудьте, похороните меня непременно на берегу Иссык-Куля... Надпись сделайте простую: «Путешественники. М. Пржевальский», положите в гроб в моей экспедиционной одежде».
Желание покойного было исполнено. Место для могилы выбрали на сухом высоком берегу Каракульского залива, откуда открывается чарующий вид на город, озеро и окружающие его горные исполины. На могиле поставили простой деревянный крест с указанной покойным надписью.
11 марта 1889 г. по указу царя Каракол был переименован в город Пржевальск. А 26 июня 1894 г., пять лет спустя, состоялось торжественное открытие памятника, установленного у могилы покойного: скала из серого гранита - символ суровой природы Азии - и на девятиметровой вершине ее орел, символизирующий ум, смелость, величие.
В Пржевальске подолгу работали также видные исследователи Прииссыккулья и Тянь-Шаня, как В. В. Сапожников, А. Н. Краснов, И. В. Игнатов, Д. И. Мушкетов, В. В. Бартольд, В. И. Липский и многие другие. Довольно частыми гостями города были иностранные ученые. Четырежды (1892, 1902, 1907 и 1908 гг.), например, побывал здесь австрийский профессор Г. Мерцбахер, имя которого носит озеро в горном узле Хан-Тенгри, французская экспедиция под руководством Шаффанжона (1895 г.) с участием ботаника Ге и зоолога Монжени, венгерский зоолог Г. Алмаши, американец Е. Хентингтон и др.
В отдельные годы в Пржевальске собиралось целое созвездие известных всему миру ученых и путешественников. В апреле 1889 г., после смерти Н. М. Пржевальского, сюда прибыли М. В. Певцов, B. И. Роборовский, П. К. Козлов, К. И. Богданович, чтобы продолжить начатую им пятую экспедицию в Центральную Азию. В 1903 г. здесь одновременно были Г. Мерцбахер, Кейдель, М. Фридрихсжен, Е. Хентингон, В. В. Сапожников, В. И. Липский, Л. С. Берг.
Частое общение с представителями передовой русской и зарубежной культуры вызвало ответное стремление горожан внести свой вклад в изучение края. Среди таких энтузиастов заслуженной известностью пользуются А. П. Чайковский, Я. И. Корольков, Н. М. Барсов, В. Вышпольский, Е. Рюкбейль, C. И. Абрамов, А. А. Куценко и др.
Ярослав Иванович Корольков, уездный начальник, командир горной батареи, полковник, занимался исследованиями климата и ледников Прииссыккулья, внес большой вклад в развитие пчеловодства в крае.
Николай Матвеевич Барсов, старший врач лазарета, городской староста, коллежский советник, председатель городского сиротского суда, был страстным садоводом-любителем. Под его руководством в 1895 г. в городе был заложен парк на площади 18,5 га. По восторженному отзыву современников, он «представляет исключительное создание человеческого ума и любви к садоводству, где гигантские ели с их пикообразными вершинами мирно растут бок о бок с ароматным алма-атинским яблоком, сочным абрикосом и темно-пурпуровой вишней».
В. Вышпольский - городской врач, изучал преобладающие болезни в Иссык-Кульском уезде; Е. Рюкбейль - энтомолог, страстный любитель и знаток природы, коллекционер по натуре, долгое время занимался сбором энтомологических коллекций; сбором зоологических, исторических и энтомологических коллекций занимались также местные учителя А. А. Куценко, С. И. Абрамов, И. И. Бабкин и другие. Все они внесли определенный вклад в изучение природы и истории Прииссыккулья и соседних районов - земель, почти неизвестных в то время для науки.
О высоком уровне культуры жителей города свидетельствовала и такая уникальная вещь, как специальная книга регистрации всех археологических находок. В нее заносились все ценные для науки предметы, выброшенные на берег волнами озера, найденные при раскопках курганов или случайно во время полевых работ: бронзовые и медные котлы, наконечники стрел и копий, монеты, скульптурные изображения животных, керамика и т. п.
Книга хранилась в уездном управлении.
В начале XX в. общественность Пржевальска представила на утверждение рисунок и описание герба города - щит, в центре которого памятник Николаю Михайловичу Пржевальскому. У подножия памятника - сноп пшеницы, цветы, ульи... - все это в обрамлении из дубовых веток, перевитых лентой.
Но герб так и не был утвержден. В Пржевальске была основана первая в Киргизии метеостанция (1887 г.), открыта первая публичная библиотека (1905 г.), основано первое в крае научное общество - «Пржевальское уездное общество пчеловодов и садоводов» (1913 г.), которое сыграло определенную роль в развитии важных для Прииссыккулья отраслей народного хозяйства. В этом же году основан первый в Киргизии сельскохозяйственный журнал «Пржевальский сельский хозяин». В 1909 г. возникло «Поощрительное скаковое общество», на средства которого в 1910 г. в городе был построен ипподром.
О сравнительно высоком уровне культуры жителей дореволюционного Пржевальска говорят и такие данные. В 1897 г. в городе - 1646 грамотных, что составляло свыше 26% всех жителей, исключая детей дошкольного возраста. Правда, удельный вес грамотных был почти в два раза ниже, чем в среднем по городам России - 45,3%,- но в то же время почти в 1,5 раза выше, чем в среднем по городам дореволюционной Киргизии.
В начале 80-х годов в Пржевальске была основана сельскохозяйственная школа, в которой дети обучались основам ведения сельского хозяйства, а в 1913 г. в городе имелись уже семь общеобразовательных школ: женская гимназия - одна из двух, имевшихся в дореволюционной Киргизии (вторая, мужская гимназия, находилась в г. Пишпеке), одно мужское двухклассное училище, русско-туземная школа с интернатом и четыре медресе.
Из медицинских учреждений в городе - военный лазарет с отделением для гражданских лиц, городская и уездная аптеки.
Конечно, в городе были и церкви, и мечети, и молитвенные дома различных религиозных сект, но все же на общем фоне культурной отсталости, темноты, затхлой атмосферы религиозного мракобесия Пржевальск производил отрадное впечатление и стоял на ступеньку выше многих городов дореволюционной Средней Азии.
С точки зрения экономической город первое время развивался как торговый и административный центр всего Прииссыккулья и Внутреннего Тянь-Шаня - в состав Пржевальского уезда до революции входила, кроме Прииссыккулья, и значительная часть бассейна реки Нарын. Так, в 1894 г. доходы от торговли составили 34% всего бюджета города. Купцы, в основном узбеки и татары, привозили из Ташкента мануфактуру, сахар и другие промышленные товары, из Ферганы везли курагу, кишмиш, а в Пржевальске и его окрестностях скупали шерсть, кожи, скот и отправляли в Андижан. Туда же везли мед, воск, зерно. Оптовая торговля мануфактурой, галантерейными товарами находилась в руках русских купцов.
Архив Александра Юрьевича Ушакова