Информационно аналитический портал «25MK» / Акын Тоголок Молдо среди киргизских и казахских поэтов

Акын Тоголок Молдо среди киргизских и казахских поэтов

Киргизский советский акын Тоголок Молдо среди киргизских и казахских поэтов. Киргизская ССР, Фото: 1938 год
.
Аннотация: Настоящее имя Тоголок Молдо – Баимбет Абдрахман уулу. Прозвище Тоголок Молдо (что в переводе означает круглый, умный) он получил из-за своей грамотности, плотного телосложения, и конечно же, поэтического дара.

Биографическая справка: Акын-письменник Тоголок Молдо родился в местности Куртка (ныне — Ак-Талинский район Нарынской области) в семье крестьянина. Отец будущего акына, Абдрахман, был знатоком киргизской лиркки и нередко выступал с песнями среди народа. С 9 лет Байымбет обучался грамоте у местного муллы. В 14 лет, лишившись отца, воспитывался у брата деда — Музооке, известного в то время акына и комузиста. Через 4 года умер и Музооке, и их семья, оказавшнсь в бедственном положении, вынуждена была переселиться в Джумгал и наняться в батраки к местному манапу. Однако и здесь их положение не улучшилось, и они перебрались в Чуйскую долину к родственникам матери в с. Кара-Добе близ г. Токмака. Здесь Байымбет батрачит на местных баев. Страстная тяга к знаниям вынудила Байымбета наняться в батраки к местному мулле. Однако мулла не очень заботился об его обучении, и он, поссорившись с ним, уходит. Работает лекарем, учит грамоте детей. Живя в Чуйской долине, Байымбет знакомится с известными киргизскими и казахскими певцамиимпровизаторами, читает книги Низами, Навои, Фирдоуси, Хафиза, Абая и др. В эти годы он выучился мастерству пересказа эпоса «Манас» от знаменитого сказителя-манасчи Тыныбека.
В 1887 г. Байымбет возвращается в родное село Куртка и с новой силой отдается творческой работе. За свою приметную внешность — он был коренаст и плотен (кругляк) и за умение читать и писать акына прозвали «Тоголок Молдо». Впоследствии это прозвище стало его постоянным псевдонимом.
В 1880 г. Тоголок Молдо встречается в Кетмень-Тюбе со своим знаменитым современником акыном демократом Токтогулом Сатылгановым. После возвращения Токтогула из ссылки между ними устаназливается постоянная связь.
В дореволюционное время Тоголок Молдо за свои демократические взгляды и выступления в защиту простого народа неоднократно подвергался преследованиям со стороны баев и манапов. В 1916 г. изза травли со стороны манапов он был вынужден покинуть родные места и переселиться в аил Кол-Боор нынешнего Тогуз-Тороуского района. Там он встречает Октябрьскую революцик>, становится ее глашатаем, активно участвует в установлении Советской власти в родном крае. В начале 20-х гг. озлобленные враги Советской власти пытаются убить акына, басмачи дважды разоряют его дом, увозят жену. В 1923 г. он вновь возвращается в родное село Куртка, одним из первых вступает в колхоз. В 1936—1938 гг. он сдал в фонд НИИ при Наркомпросе республики огромное количество ценных материалов по зтнографии, истории и фольклору киргизов.
Слагать стихи и записывать их Тоголок Молдо начал с 14 лет. Его многогранное творчсство питали живительные соки двух могучих источников: киргизского фольклора и передовой прогрессивной дореволюционной письменной литературы Востока, издававшейся на татарском и казахском языках. Преломив это в своем творчестве Тоголок Молдо стал подлинным новатором в киргизской поэзии.
Дореволюционное творчество Тоголока Молдо характеризуется реалистическим отражением тяжелого рабского положения простою народа, выражением его чаяний и надежд, призывом к стремлению осуществить свои светлые мечты.
В юношеские годы акын создал ряд произведений о любви. В стихотворениях «Черноглазая», «Толгонай», «Посвящение джигита девушке», «Посвящение девушки джигиту» и поэме «Урпюкан» он призывает киргизских девушек не соглашаться безропотно со своей бесправной долей, противостоять негативным сторонам патриархальных традиций, отстаивать свои права на любовь, свое социальное положение.
Особое место в творчестве Тоголока Молдо занимают плач и причитания — кошоки и плач и жалобы — арманы. В оригинальной и в то же время традиционной форме причитания по умершему раскрываются мастерство и искусность народных умельцев, воспевается их созидательный труд. Примером таких произведений являются «Плачпричитания жены дехканина», «Плачпричитания жены кузнеца». В «Плачежалобе девушки, выданной замуж за мальчика», «Плачежалобе девушки, выданной замуж за старца», «Плаче девушки, отданной в рабство за долги» акын негодует по поводу кабального бесправного положения девушкикиргизки, яростно обличает старые патриархальные порядки. Им создан ряд произведений на фольклорные сюжеты: «Старик со старухой», «Бабыркан», «Телибай Тентек» и др., в которых он разоблачает господствующие классы, держащие в страшной темноте народ, призывает его к просвещению. В сатирических стихах и поэмах «Проделки ходжи», «Овца в чалме», «Плач Чачы», «Недотепа» он обличает представителей господствующего класса в тунеядстве, алчности и тупости, а в поэмах «Сказание о водных и наземных птицах», «Сказание о птицах» и др. в аллегорической форме изображает социальные противоречия того общества. Тоголок Молдо является основателем жанра басни в киргизской литературе. Приход Советской власти на киргизскую землю, свобода, обретенная его народом, вдохновили акына на создание множества стихотвореннй, которые в рукописном виде были распространены среди народа. Это поэмы «Революция» (1918 г.), «Свобода» (1919—1923 гг.), «Наставление» (1925 г.), «Наставление беднякам» и др.
В годы Великой Отечественной войны его песни «Мы готовы» (1941 г.), «Мы победим» (1941 г.) и др. призывали советский народ на борьбу с врагом.
Знаток киргизского фольклора Тоголок Молдо известен и как исполнитель эпоса «Манас». Впоследствии он записал вторую часть трилогии — «Семетей». Им записаны образцы вариантов киргизских эпосов «Шырдакбек», «Джаныл-Мырза», «Мендирман». Он собрал большое количество различных преданий, легенд, пословиц, поговорок.
Произведения Тоголоха Молдо стали издаваться с 1925 г. Первым изданием акына явилась поэма «Насыят» («Наставление»), вышедшая в Москве в 1925 г. Еще два прижизненных издания акына выпущены в 1939 г. Все произведения творческого наследия выдающегося акынаписьменника изданы и переиздаются на родном и русском языках. Некоторые из них переведены на многие языки народов СССР.
Тоголок Молдо — участник первой декады киргизского искусства и литературы в Москве (1939 г.).
Широко отмечались общественностью республики 80летие и 100летие со дня рождения великого акына. Член СП СССР с 1938 г. Награжден орденом «Знак Почета».
В столице республики установлен памятник Тоголоку Молдо. Его имя присвоено селам, школам, колхозам и совхозам, улицам городов республики.

Источник: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Кыргызской Республики
25-09-2023, 15:09
Вернуться назад