Учителя школы имени А.П.Чехова (ныне шк.№6)с учащими начальных классов. Пржевальск Фото: 1930 год
Историческая справка: Правительство Туркестанской республики 14 мая 1918 провозгласило: «Во исполнение воли 5 Краевого съезда Советов приступлено к немедленной организации единой и общеобразовательной школы. Единственным условием для поступления в любой класс школы Туркестанской Советской Республики является только желание учиться». 17 авг. 1918 СНК Туркестанской республики внёс на утверждение ЦИК республики «Положение об организации народного образования в Туркестанском крае». Трудящиеся Киргизии, лишённые образования при царизме, жадно потянулись к знаниям. Началось массовое движение за организацию советских школ. К 1923 в Киргизии уже было 327 школ (из них киргизских — 251), более 20 тыс. учащихся.
В Киргизии создавались специальные женские школы, где проводились занятия по рукоделию, ковроткацкому и портняжному делу. Развитию женского образования способствовало устранение таких обычаев, как ношение паранджи, уплата калыма (выкупа) за невесту и др. Туркестанский ЦИК своим решением от 27 янв. 1923 установил ряд преимуществ для девочек, обучавшихся в первых советских школах. В 1926 при ЦИК организуется специальная комиссия по улучшению труда и быта женщин, при Наркомпросе был создан штат инспекторов по вопросам женского образования. В связи с кочевым и полукочевым укладом жизни населения создавались кочевые, так называемые передвижные школы, классы и школы-филиалы, предназначенные для обучения и обслуживания детей киргизских животноводов.
Новая советская школа требовала нового учителя. В начале 1919 более 300 учителей кирг. школ проходили подготовку и переподготовку на учительских курсах в Верном. В середине 1919 появляются первые педагогия, курсы и на терр. самой Киргизии, в частности, в Пишпеке были организованы первые шестимесячные учительские курсы, к-рые окончили 95 человек. Такие же курсы в Токмаке окончили 60 чел., из них 10 женщин. Это были первые учительницы-киргизки. За несколько лет Советской власти через различные курсы были подготовлены и переподготовлены свыше 670 учителей, из них половина киргизов. Лучшими учителями первых советских школ в Киргизии были Э. Сутичеров, Б. Шадыканов, А. Аралбаев, А. Н. Ливерко, М. Джаныбаев, К. Карымбаев, М. С. Буйко, 3. Кыдырбаев, У. Акмадуллин, А. Рыскельдиев, Д. Шамгунов и др.
В конце 1924 был образован Академический центр, на базе которого была создана Каракиргизская научная комисия. Эти организации многое сделали в области разработки алфавита на основе нац. языка, развития литературных норм, разработки терминологии по общественно-политич., юридическим и др. отраслям. После национально-государственного размежевания Ср. Азии довольно быстро росла школьная сеть Киргизии. В 1929/30 уч. г. в городах республики функционировало 77 школ, в аильно-сельской местности — 523. Школа проникла в самые отдалённые уголки республики. В результате упорной борьбы за женское образование процент девочек-учениц к общему числу учащихся данной национальности в 1927/28 уч. г. достиг: киргизок -18,5%, уйгурок — 18%, узбечек — 16,2%. 25 окт. 1925 в Пишпеке было открыто учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический. Здесь получили основы образования композитор А. Малдыбаев, поэт Дж. Боконбаев, драматург К. Джантошев, художник Г. Айтиев и многие руководящие партийные и советские работники республики. В начале 1927/28 уч. г. во Фрунзе был открыт педагогический рабфак, где обучались 60 чел.; в 1929/30 уч. г. на рабфаке учились 162 чел., из них 103 киргиза. С 1926 начал функционировать Ошско-Джалалабадский педтехникум. Кроме того, в 1925 через курсовые мероприятия были подготовлены 276 учителей для киргизских и 96 — для русских школ. В 1928 в Киргизии уже было 1 273 учителя, из них 553 киргиза.