Информационно аналитический портал «25MK» / Первые переселенцы Абрахам Ведель, Якоб Янцен,Генрих Янцен, Вильгельм Пеннер, Герхард Коннер

Первые переселенцы Абрахам Ведель, Якоб Янцен,Генрих Янцен, Вильгельм Пеннер, Герхард Коннер

Первые переселенцы Абрахам Ведель, Якоб Янцен,Генрих Янцен, Вильгельм Пеннер, Герхард Коннер Фото: 1892 год

Историческая справка: До начала 80-х годов XIX века в Кыргызстане было всего несколько десятков немцев, которые находились здесь в основном по долгу службы и не являлись постоянными жителями. Переселение большой группы немцев-крестьян на территорию Кыргызстана произошло в 1882 г. из европейской части Российской империи. По религиозной принадлежности они были менонитами. Первые немецкие поселки Николайполь, Кеппенталь, Гнаденталь возникли в Аулиеатинском уезде, в Таласской долине. В 1883 г. от них «отпочковался» выселок, названный Гнаденфельд. Несколько позднее в 1890 г. жителями четырех немецких селений (вблизи уже созданных) было образовано селение Орлово (Орловка). В 1913 г. в километре к югу от поселка Дмитровский (ныне город Талас) – создано селение Ивановское (Йоханесдорф). В пяти километрах к югу от Иоганесдорфа возникло еще одно селение - Хивинское (Гогендорф).

В 1925 году произошло переселение немцев-менонитов из Таласской долины в Чуйскую, где они начали обживаться. Так, в 65 километрах к востоку от города Пишпек, образовались два немецких поселка – Бергталь (впоследствии Рот-Фронт) и Гринфельд (затем им. Тельмана). В 1928 году в Чуйской долине, у реки Красная, немецкими переселенцами из Кустанайской области было основано село Люксембург, и в тот же период близ него - село Фриденфельд (впоследствии Первое Мая).

Немцы-кыргызстанцы (наряду с российскими немцами) сыграли свою позитивную роль в истории Кыргызстана, в становлении хозяйственной деятельности его населения и общем культурном развитии. Их именами отмечены замечательные достижения в различных областях науки.

Расселение и жизнь немцев на территории Кыргызстана во многом повлияли на оснащение и организацию хозяйства окружающего их населения. Подтверждением тому служат не только исторические реалии – заимствованные у немцев орудия труда, предметы обихода, способы возделывания земли и ухода за скотом, технологии выращивания и обработки некоторых сельхозпродуктов и т.д., но и зафиксированные в письменных архивах свидетельства очевидцев - компетентных лиц дореволюционной России и Туркестана, склонных к мнению о значительном положительном влиянии немцев-колонистов на экономику и культуру края, о пользе немецких поселений. Вот, что писал, например, военному губернатору Сырдарьинской области начальник Аулиеатинского уезда 15 ноября 1904 года: «Благодаря их высокой культуре, возможности поучиться у них сельскому делу, поставленному очень рационально, как киргизы, так и крестьяне других национальностей много позаимствовали от немцев-менонитов. Убеждение, что менониты не делятся или, лучше сказать, скрывают от других свою усовершенствованную систему хозяйства, не выдерживает критики, на каждом шагу в горном участке у киргизов даже можно встретить немецкую бричку на железном ходу с дышловой упряжью, немецкий плуг, отлично вспаханную землю, улучшенную породу рогатого скота… Еще в лучших условиях применено немецкое хозяйство у русских крестьян, брички и плуги русские заказывают у немцев. В селе Дмитровском с помощью немцев русский крестьянин построил крупчатую мельницу и все селение теперь ест белый хлеб, нередко во дворах крестьян можно встретить в качестве производителя немецкую лошадь. Немцы не скупятся продавать производителей и кобыл… Все изложенное дает мне нравственное право сказать, что менониты полезны как хорошие хозяева…».В публикации, помещенной в газете «Русский Туркестан» от 28 октября 1904 года, также признавалась полезность немецких колонистов для подъема благосостояния края, в ней отмечалось: «… между тем аулиеатинских колонистов (имеются в виду немцы) нельзя не признать в нашем крае за людей полезных, а потому помощь им в смысле увеличения надела необходима и небесплодна: своею культурою они поднимают окружающее население киргизской степи».

Несмотря на определенную замкнутость немецких общин и колоний, особенно менонитских, окружающим населением перенималось у них немало положительного во всех сферах жизни. Так, по образцу немецких маслобоен русскими была заведена маслобойня в Дмитровском. Молочные продукты, производившиеся немцами, пользовались большим спросом на значительной части Туркестана, а соседними жителями со временем перенималась технология их приготовления.



Немцы занимались улучшением породности многих видов скота и породистый скот стал постепенно разводиться соседними жителями – русскими, украинцами и другими, в том числе и коренными жителями. Известный в Семиречье садовод и фермер А.Фетисов на промышленной выставке приобрел у немцев Аулиеатинского уезда скот голландской породы для разведения и селекционной работы. Породистые лошади и крупный рогатый скот продавались немцами окрестным крестьянам-переселенцам, кыргызам и казахам. В начале ХХ века переселенческое население на территории Кыргызстана имело немалое поголовье улучшенного скота, в том числе и крупного рогатого -«немецкой» породы.

К заслугам немцев следует отнести и определенное влияние на развитие земледелия. Ими стали производиться некоторые новые сельскохозяйственные культуры, которые покупались и затем выращивались местным населением. Колонисты разводили разнообразные сорта картофеля, которые приобретались как в Таласской долине, так и далеко за ее пределами. Особым спросом пользовался новый сорт красного картофеля - «Глория Аулиеата». Заимствовались у немцев и орудия труда: только в течение 1907 г. в немецком селении Орлово было куплено кыргызами свыше 300 плугов и около 100 фургонов.

Очевидно, что выше приведенные примеры далеко не исчерпывают того положительного влияния, которое привносили в развитие края немцы Кыргызстана. Они оказывали общее культурно-экономическое влияние на окружающее население, вместе с тем осваивая необжитые, часто целинные, степные и полупустынные территории.

Влияние немцев на жизнь и культуру местного населения было довольно заметно. Так, в исторических источниках отмечается, что благосостояние крестьян-переселенцев и немцев-колонистов оказало положительное влияние на кыргызское население, равно как и «близость немецких поселков - на склад жизни киргизов в смысле оседлости и улучшения коневодства».

Немцы играли роль и в культурной жизни края. Среди них были талантливые люди, высокие профессионалы и мастера своего дела: А.Пиккель - член Драматического общества в Пишпеке; А.Зауер и А.Клюге – замечательные учителя; А.Юнгмейстер - опытный педагог, организатор единственной в дореволюционном Кыргызстане Пишпекской гимназии; Г.Ротт - архитектор, планировщик «новой» части города Ош; Я.Кнорр - талантливый воспитатель и фотограф-любитель.

Немцы сделали очень многое в изучении населения и территории Кыргызстана. Это были преимущественно российские (а в науке, в основном, прибалтийские) немцы. Определенную роль сыграли и зарубежные немецкие исследователи. В связи с чем, российский академик В.Бартольд отметил, что «под влиянием трудов европейских ориенталистов (особенно немецких) «златой восток, страна чудес», восток «Тысячи и одной ночи» постепенно отходит в область легенд, зато перед нами развертывается картина действительной жизни восточных народов». Сегодня без всякого преувеличения (и это показали проведенные научные исследования) можно отметить, что немцы составляли около половины всех ученых - исследователей кыргызстанского края. При невозможности упомянуть всех из них, назовем хотя бы некоторых. Это: Миллер Федор Иванович, Герхард Фридрих (1705-1783), Петр Симон Паллас (1741-1811), Иоганн Эберхард Фишер, Иоганн Готлиб Георг (1729-1802), Петр Иванович Кеппен (1793-1864), Карл Риттер (1779-1859), Александр фон Гумбольдт (1769-1859), Фридрих Вильгельм Радлов (1837-1918), Александр Васильевич Каульбарс (1844- 1920 г.), Иоганн Альберт Регель, Александр Людвигович Кун (1840-1888), Франц Францевич Шварц, Александр Федорович Миддендорф (1815-1894), Николай Львович Зеланд, Петр Юльевич Шмидт (1872-1949), Василий Владимирович Бартольд (1869-1930), Дмитрий Александрович Клеменц (1848-1914), Карл Германович Залеман (1849-1916), Готфрид Мерцбахер (1843-1926), Франц Махачек (1876-1957), Валериан Николаевич Вебер (1871-1940) и многие другие, те, кто внес свой вклад в изучение проблем различных отраслей науки: естествознания, антропологии, истории, этнографии и др.

Источник: Фотоматериал экспозиции " Немцы в истории Кыргызстана"

10-01-2015, 14:09
Вернуться назад