Информационно аналитический портал «25MK» / Караванные пути. На подходах к Ферганской долине.

Караванные пути. На подходах к Ферганской долине.

Караванные пути. На подходах к Ферганской долине. Фото: 1903 год

Историческая справка: Средневековый Кыргызстан пересекло три ветви Великого шелкового пути. Мы пройдем по горным тропам с запада на восток, помня, что караваны шли в двух направлениях.

Памиро-Алайский путь

От Средиземного моря, пересекая Иран, караваны проходили в большой город Мерв. Здесь путь раздваивался. Один из караванов шел в г. Термез, переправляясь через Амударью, затем по берегу ее правого притока Кызыл-Суу поднимался на Алайское нагорье. Здесь караваны шли к удобному проходу Иркештам и по течению реки Кок-Суу направлялись в пределы Восточного Туркестана.

Ферганская долина

Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару, Самарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь вел по предгорьям, где было много травы и воды. Купцы заходили в город Ош и Узген. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь в Центральный Тянь-Шань в Атбаши. Здесь одни могли идти на юг в пределы Восточного Туркестана, а другие - на озеро Иссык-Куль к городу Барсхан.

Чуйский путь

В раннем средневековье он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли к Ташкенту. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток вытянулась цепочка городов, через которые проходили купцы. Самыми крупными были из них Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на оз. Иссык-Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Хол, Тон, караваны приходили в г. Барсхан. Из Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Другой - через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из. Восточного Туркестана все пути вели в Китай.

Основное направление не менялось никогда, но локальные изменения на равнинах происходили довольно часто. Практически неизменными оставались горные дороги, пролегавшие по ущельям, перевалам, высокогорным сыртам. Одной из своих ветвей Великий шёлковый путь проходил по Иссык-Кулю. Караваны, флегматичные верблюды с вьюками шелка на горбах, колокольчиками на шеях, пески, пустыни, оазисы с холодной родниковой водой, высокогорные перевалы, разбойники за каждым поворотом.



Условия прохождения караванов

Караваны и купцы преодолевали огромные трудности при переходе через Тянь-Шань и Памиро-Алай. Очевидцы рассказывали, что с горных тропинок в пропасти срывались верблюды с поклажей и всадники с лошадьми. Здесь разворачивались трагедии и настоящие детективные сюжеты, например, когда смельчаки дерзко обходили закон, каравший смертью всех, кто попытается вывезти коконы шелкопряда за пределы Китая. Один хитрый монах, презрев жестокие законы, под страхом смерти похитил коконы шелкопряда, спрятал их в выдолбленный посох и, обманув бдительную стражу, доставил главный ремесленный секрет Китая в Византию. Известен случай, когда иноземный принц уговорил свою невесту, дочь Китайского императора, и она, уезжая, спрятала коконы шелкопряда в свою пышную прическу.

Верблюды двигались медленно. Обычный их дневной переход не превышал 25-30 км. В горах даже сильного верблюда нельзя было навьючить больше 300-350 кг. Поэтому караваны были очень большими. Некоторые из них насчитывали до 10 тыс. вьючных животных, а к кыргызам на Енисей ходили в 8-9 вв. караваны всего в 24-25 верблюдов.

Через бурные реки наводили мосты, у г. Суяб через реку Чу был построен деревянный мост, а через р. Талас - каменный. На пути движения купцов строили караван-сараи, которые напоминали маленькие крепости. Один из них - Таш-Рабат - был построен еще в 15 в. и сохранился до сих пор. В наши дни его полностью реставрировали, и он, как в давние времена, выглядит надежным укрытием для купцов и их товаров.
11-03-2014, 19:18
Вернуться назад