Хамза Абдувалиев - дед Чингиза Айтматова (фото 1889г.) и мать писателя Нагима Айтматова (фото 1917г.)
Историческая справка: Нагима была шестым ребёнком в семье. Родители считали необходимым дать детям хорошее образование. Все учились в мусульманской, затем в русской школе. Росли дружными, в глубоком почтении к родителям. Старшие заботились о младших, друг к другу обращались на «вы». По окончании школы братья продолжали учиться коммерческому делу в Узбекистане, а Сабыр Хамзеевич учился в Германии, Франции. Братья знали иностранные языки, были передовыми, прогрессивными людьми.
Отец Нагимы построил в Караколе большой двухэтажный дом, магазин, вырастил фруктовый сад, который в народе называли «Садом Абдувалиева». В 1919 году дом с садом был передан в государственное владение, а в 1925 году в этом доме была открыта первая в Караколе советская школа-гимназия, где учились внуки Абдувалиевых.
В конце 20-х годов в СССР была развернута борьба с остатками бай-манапских и кулацких элементов. Родители и братья Нагимы, спасаясь от преследования властей, бежали в Фергану, Маргилан, Ташкент. Их судьбы складываются трагически. Мама Нагимы умирает в Ташкенте в 1931 году, через год умирает отец. Нагима Хамзеевна была всегда внимательна и чутка к родственникам, любила и заботилась о племянниках, постоянно переписывалась с ними, получая тяжёлые вести, плакала и страдала.
В 1925 году Нагима, окончив II ступень русской школы гимназии, подаёт документы в медицинское училище. Однако ей отказывают в приёме документов, ссылаясь на социальное происхождение. Взяв с неё слово, что она будет честно работать на советскую власть, её принимают на работу. Она оканчивает курсы стенографии, вступает в комсомол, работает зав. отделом Каракольского (кантонного) комитета комсомола.
С Торокулом она познакомилась на краткосрочных комсомольских курсах в Пишпеке. Он работал заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Киробкома ВКП (б). Затем его направляют секретарем Караколо-Нарынского окружкома ВКП (б). В г. Караколе судьба сводит Торокула и Нагиму. 3 сентября 1926 г. они регистрируют свой брак.
В начале 1927 года молодые переезжают в Джалал-Абад, где Нагима работает секретарем горкома комсомола, а позже — секретарем Джалал-Абадского исполнительного комитета. В те годы районы Джалал-Абадского и Ошского округов, где Т. Айтматов возглавлял партийные органы, были социально и политически наиболее напряженными областями Киргизии. Талантливый организатор, политически грамотный оратор со знанием местных и русского языков Н. Х. Айтматова проводила политику партии по раскрепощению женщин-мусульманок, воспитанию молодежи в духе патриотизма, идей социализма. Выполняя лозунг партии «Худжум», т. е. «Наступление», что означало штурм вековечных устоев отсталого патриархального-родового быта, затворничества женщин, Нагима Хамзеева вела борьбу с калымом, многоженством, ранними браками, продажей детей, девушек и женщин, домашним насилием, преследованием женщин — узбечек, снявших паранджу и т. д. Круг её забот был широк. Это борьба с темнотой и неграмотностью женщин, организация женских клубов, красных юрт, школ ликбеза, консультаций по разъяснению прав женщин и врачебно-акушерской помощи. Это активное вовлечение девочек в пионерские и комсомольские организации, создание детских площадок, детсадов, школ-интернатов, артелей. Это выдвижение женщин в комсомольские, профсоюзные, судебные, исполнительные и партийные органы и т. д. Только за 1928 год в Джалал-Абадском кантоне, благодаря ей было создано 5 артелей, с охватом 96 женщин кыргызок, узбечек, таджичек.
10 ноября 1927 г. Нагима Хамзеевна избирается членом районной комиссии по проведению земельно-водной реформы. Вокруг реформы разгорается острая классовая борьба. Баи и реакционное духовенство использовали клевету, подстрекательства, запугивание бедноты, чтобы помешать реформе. Они скрывали действительные размеры земельных наделов, раздавали их родственникам или зависящим от них лицам. Некоторые земельные комиссии, пользуясь неграмотностью женщин, скрывали от них их право на землю.
Нагима Хамзеевна активно защищала права женщин, вела борьбу за наделение женщин землей и водой, разъясняла закон о реформе, добивалась отмены неправильных решений комиссий.