Информационно аналитический портал «25MK» / Народное образование. Студенческая практика в школе

Народное образование. Студенческая практика в школе

Студенческая практика в школе. Фрунзе. Фото:1963 год

Информационная справка: Вопрос о мерах дальнейшего улучшения дела народного образования в республике в конце 1946 стал предметом обсуждения 19-го пленума ЦК КП(б) Киргизии. ЦК КП(б) Киргизии дал указание, в соответствии с Уставом ВКП(б), при наличии 3 коммунистов создавать самостоятельные первичные парторганизации в школах. К 1949 в республике уже насчитывалось 185 школьных первичных парторганизаций с общим количеством 2 500 членов и кандидатов в члены партии. В 1947 для оказания помощи школам было создано свыше 500 комсомольско-молодёжных бригад, к-рые своими силами организовали в 150 школах спортплощадки и в 126 школах — пионерские комнаты. За период с 1930 по 1950 школы Киргизии выпустили из 4-х классов — 496 123 учащихся, из них — 233 532 киргиза, из 7-х классов — 170 330 учащихся, из них киргизов — 70 142, из 10-х классов — 24 341 учащегося, из них киргизов — 8 890. За тот же период техникумы, училища и др. специальные средние учебные заведения дали народному хоз-ву республики свыше 18 407 специалистов (из них 4 400 киргизов), в т. ч.: учителей начальных школ — 4 700, медработников средней квалификации — 4 500, агрономов, зоотехников средней квалификации — 3 800, техников пром-сти, транспорта, связи и др. специалистов 3 200. За 1930—50 высшие учебные заведения республики, включая учительские ин-ты, выпустили более 8 600 специалистов (из них 2 800 киргизов). Эта многочисленная армия квалифицированных специалистов составила основной костяк кирг. интеллигенции — учителей, врачей, инженеров, техников, агрономов, руководителей колхозов, совхозов и др. предприятий и организаций.

В 50-х гг. происходило дальнейшее развитие высшего и специального среднего образования в республике. С начала 1951/52 уч. г. во Фрунзе был открыт Киргизский государственный ун-т, что стало важным событием в общественно-политич. и культурной жизни республики. Начинают свою деятельность Ошский пединститут (1951), Киргизский женский пединститут (1952), Пржевальский пединститут (1953), Фрунзенский политехнический ин-т (1954), Институт физической культуры и спорта (1955), Киргизский государственный институт искусств (1967), Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979). Открылись новые средние специальные учебные заведения: Майлисайский электромеханический, Ошский строительный и торговый техникумы, Ошское, Пржевальское, Нарынское, Фрунзенское педагогич. училища и др.



Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972) и «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» (1974) способствовали повышению качества подготовки специалистов, укреплению связи вузов и техникумов с производством, идейно-политич. воспитанию студентов и учащейся молодёжи, усилению научно-исследовательской работы в учебных заведениях. В 1980 / 81 уч. г. в 10 вузах республики обучалось ок. 55 тыс. студентов и в средних специальных учебных заведениях — более 49 тыс. учащихся. На каждые 10 тыс. населения приходилось 148 студентов вузов и 132 учащихся средних специальных учебных заведений.

24, 25, 26 съезды КПСС выдвинули важнейшую задачу осуществления всеобщего среднего образования в стране. В июле 1973 Верховным Советом СССР были утверждены «Основы законодательства Союза и союзных республик о народном образовании», ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд решений, направленных на дальнейшее качественное улучшение системы учебно-воспитательной работы: «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (июнь 1972), «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (июль 1973), «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду» (дек. 1977). Выполняя эти решения, работники народного образования республики под руководством партийных организаций добились заметных успехов во всех областях народного образования. Все школьные программы были переработаны с учётом требований научно-технич. прогресса. На основе новых программ были переизданы все школьные учебники с 1 по 10 классы. Серьёзные успехи достигнуты в повышении качества обучения. Если в 1970 ок. 8 тыс. учителей работали без второгодников, то в 1978/79 уч. г. число их достигло 14 тыс. чел.

Из семейного фотоархива: А.И Марусича
14-01-2014, 19:24
Вернуться назад