Свято-Никольский храм. город Пишпек 1896 г Число православных обитателей Пишпека было небольшим, в основном это были офицеры и солдаты воинской команды, число которых колебалось от 15 до 200 человек. Для них в конце 60-х годов XIX века была выстроена небольшая саманная Свято-Никольская церковь.
В начале ХХ века Пишпекский храм, как и все городские соборы Туркестана, стал предметом спора между Туркестанской епархией и военными властями. «В Семиреченской области в 1902-1903 гг. были изъяты из епархиального ведомства приходские церкви в городах Пишпеке, Пржевальске, Джаркенте, Копале, в станице Сергиополь, в укреплениях Бахты и Нарын. Уже во время причисления церквей к военно-морскому протопресвитерству выяснилось, что в городах Пишпеке и Пржевальске были столь незначительные воинские части и столь велико штатское население, что немедленно возникли ходатайства о возвращении церквей сначала в Пишпеке, потом в Пржевальске, и они «были уважены».
Храм Святителя Николая был настоящим украшением дореволюционного Пишпека. Здание было компактным, почти квадратным в плане. Четкий кубический объем на высоком фундаменте, продольный руст светлых оштукатуренных стен, спокойное обрамление полукруглых окон и такие же, почти незаметные, лопатки на углах придавали храму облик ясный, простой, как-то по-домашнему уютный. Ноту торжественности вносило нарядное деревянное резное крыльцо, украшенное шатровым перекрытием с гордым четырехконечным крестом. Кровля сложной конфигурации и двуступенчатый (восьмерик на четверике) барабан с массивной луковицей выстраивались в динамичную пирамидальную конструкцию, заметно оживлявшую общую композицию здания. Храм, несмотря на компактные размеры, выглядел монументально. Его сдержанно-торжественный, без помпезности, образ как нельзя лучше соответствовал статусу Пишпека – небольшого, но все-таки уездного города.
Большая площадь, городской сад (теперь – Дубовый парк) и красивый бульвар (теперь – Эркиндик), окружавшие храм, делали этот городской квартал удобным местом для проведения общественных мероприятий, торжественных встреч высокопоставленных гостей, излюбленным местом для прогулок простых горожан. Современное значение этой части города как административного и культурного центра вызвано той высокой культурной идеей, которая руководила строителями первого Пишпекского храма и которая присуща вообще всякому православному храмоздательству. Свято-Никольский храм стал стимулом для развития городской среды, символом высокой «русской идеи», несущей в новые земли культуру и просвещение.
И советской властью Свято-Никольский храм воспринимался как символ ненавистной ей русской православной самодержавной идеи. После октябрьского переворота приход Свято-Никольского храма просуществовал недолго. Сначала он лишился настоятеля, а в конце 20-х был закрыт. Вопреки здравому смыслу – в небогатой республике было не так уж много монументальных зданий из обожженного кирпича – ЦИК Киргизской АССР принимает решение о сносе Свято-Никольского храма. Однако по ходатайству известных художников Семена Чуйкова и Гапара Айтиева 1 января 1935 года здание все-таки решили оставить. В нем была устроена Киргизская государственная художественная галерея, а с 1974 года – Киргизский национальный музей изобразительных искусств.
Семен Чуйков рассказывал о том, как происходила передача храма художникам, следующее. В мае 1934 г. «я решил на свой страх и риск добиваться создания во Фрунзе небольшой картинной галереи». Из фондов Третьяковки для Киргизии выделили около 70-ти картин и поставили условие, чтобы было обеспечено помещение для галереи. «Я написал секретарю Обкома М.Л Белоцкому о полученных ценностях и просьбу о предоставлении под картинную галерею здания церкви в Дубовом саду. В конце июля, когда картины были упакованы и отправлены, я вместе с женой, художницей Е.А.Малеиной, и двухлетней дочкой выехал во Фрунзе. По приезде я с ужасом увидел, что письмо мое Белоцкому опоздало: по решению ЦИКа, опубликованному в газетах, церковь сносили, и уже оставались одни стены. В это время (7 августа 1934 года) меня постигло несчастье, но начатое дело нельзя было бросать, так как ящики с картинами, к этому времени прибывшие во Фрунзе, валялись на открытом дворе Киртранса, и их некуда было девать. Стены церкви удалось отстоять, и начались работы по переоборудованию здания для галереи» [6:8-9]. За несколько месяцев здание переоборудовали, и в январе 1935 года выставка была открыта.
После строительства нового здания для Государственного музея искусств им. Гапара Айтиева, бывший храм использовался под выставочный зал, склад, арт-салон, а в конце 90-х годов ХХ в. опустел и приобрел совершенно заброшенный вид. Обращения верующих к президентам КР А. Акаеву и К. Бакиеву о возвращении храма Русской Православной Церкви оказались бесполезными – здание, имеющее статус памятника культуры, оставалось на балансе Союза художников и продолжало разрушаться.