Информационно аналитический портал «25MK» / Виды Туркестана. На конном базаре.

Виды Туркестана. На конном базаре.

Виды Туркестана. На конном базаре.Фото: 1916 год

Историческая справка: С первых лет присоединения Туркестана русская торговля приняла характер исключительно магазинной и лавочной на европейской образец, причем купцы сами ездили в Москву или на нижегородскую ярмарку, для закупки годовых запасов товаров. Помимо этого практиковались отношения купцов с русскими фирмами, когда товары выписывались в кредит. Как утверждал Е. Смирнов, свидетель тех лет, малое число торговцев и отсутствие конкуренции со стороны местного населения сразу поставили торговлю в ненормальное положение: «…дороговизна на все была весьма большая, и русские торговцы почти из ничего быстро составляли себе капиталы и расширяли дело» [11, c. 205].

Так посещая Ташкент в 1866 г., П.И. Пашино отмечал, что «…цены на товары стояли диковинные; например бутылка спирта продавалась за два рубля, Тогда как, например, в Европейской России бутылка водки стоила 40-60 копеек» [5, c. 101].

Положение вещей стало меняться с постройкой крупных централизованных базаров, установлением железнодорожного сообщения, а также вовлечением в торговлю местного населения. Так, например, в Ташкенте был построен Воскресенский базар, ставший одним из самых крупных русских базаров в Туркестане. Мелкая магазинная и лавочная торговля стала сходить на нет с появлением крупных магазинов в городах. Среди местных торговцев развилась сильная конкуренция, что постепенно привело к установлению нормального ценообразования. Так уже к 70 гг. XIX в. цены на русские товары на среднеазиатском рынке были почти те же, что и на московском рынке. Помимо этого на цену товара влияло место торговли. Так, например, к началу XX века русские обыватели г. Ташкента жаловались на дороговизну товаров на Воскресенском базаре. Места на этом базаре сдавались по очень высокой цене, которая и влияла на рост цен [12, c. 375].

Торговлю пищевыми продуктами забрали в свои руки местные жители. Причем это было характерно и для русских базаров тоже. Русские преимущественно торговали мукой, колбасными товарами, молочными продуктами и отчасти рыбой и мясом, татары – хлебом, туземные и бухарские евреи галантерейным и бакалейным товаром. Промышленные товары европейской России продавали русские торговцы.

В первое время после завоевания Туркестана торговая мера и торговый вес употреблялись местные. Русские обыватели, посещающие «туземные» базары вскоре познакомились с местной мерой веса– бадман. В 70-х гг. XIX в. одновременно сосуществовали местные и русские меры веса. На «туземных» базарах использовался бадман, на русских – пуд. К началу 80-х гг. XIX в. местные торговцы сами постепенно стали переходить на русские меры и вес. Это было связано с возросшим числом русских покупателей, которым пуд было использовать гораздо удобнее.

С начала завоевания Средней Азии имели обращение сразу множество разных денег. Так, например, в Коканде в употреблении находились монеты трех видов: тиля - золотые монеты, равные четырем русским рублям и 21 местным таньга, таньга - серебряные монеты, равные 20 русским серебряным копейкам и 24 местным пулам, пулы,- медные разменные монеты. Но со временем стало неудобно производить расчеты разными деньгами. Постепенно расчеты все больше стали производиться русскими деньгами, и прежние деньги выходили из обращения.



Не только русские переселенцы покупали товары на «туземных» базарах, но и местные жители сначала с любопытством, а потом с практической целью стали посещать русские базары. Приобретали преимущественно товары промышленного производства, используемые в быту. Так очень скоро в обиходе многих местных обывателей появились самовары, фаянсовые изделия русских заводов (преимущественно Кузнецова и Гарднера), стаканы с блюдцами, стеклянные вазы и блюда для плова, тарелки, ложки, ножи, вилки. Помимо посуды также приобретались различные ткани, русские скатерти, обувь и т.д. [6, c. 145]

Именно на русских базарах местные горожане впервые стали сталкиваться с европейскими товарами и легко выучивали их названия. «Туземцы», прежде всего, обращали внимание на изделия, которые были практичны и удобны в повседневной жизни. Так или иначе, небольшие элементы европейской жизни стали проявляться в домах местных жителей. Среди зажиточных «сартов» даже появилась мода на умение жить по-европейски.

С приходом русских в Туркестан роль базара не утратила своей важности в повседневной жизни горожан. Базар выполнял несколько функций одновременно: места покупок, клуба для общения, агентства новостей, рынка труда, центра развлечений. Именно на базаре, в процессе покупок, чаще всего сталкивались русские и местные жители. На базаре происходил обоюдный процесс знакомства и узнавания двух абсолютно противоположных культур. Местные жители вскоре стали понимать, что русские совсем не такие, какими они представляли их первоначально. Так, например, когда русские войска приближались к Чимкенту и Ташкенту, среди здешних туземцев ходили, как им казалось тогда вполне достоверные слухи о том, что русские не похожи на обыкновенных людей; что у них лишь по одному глазу, помещающемуся по середине лба; что у них такие же хвосты как у собак; что они необычайно свирепы, кровожадны и употребляют в пищу человеческое мясо [13, c. 62]. Да и русские обыватели в свою очередь перестали воспринимать аборигенное население как дикое, варварское и религиозно-фанатичное сообщество. Именно на базаре местные жители впервые знакомились с новыми бытовыми предметами и активно внедряли их в свою бытовую жизнь. В свою очередь и русские горожане узнавали о новых продуктах питания, знакомились с местной кухней, видели «сартовскую» утварь, украшения, одежду и т.д. Образы «другого», «чужого», «незнакомого», «враждебного» вскоре отступали перед реалиями повседневной жизни. Местные и русские горожане стали постепенно приспосабливаться друг к другу, понимать нужды и потребности, перестраивать свою жизнь и некоторые взгляды.

Текст: Гайсина Л. Р. Базары в Русском Туркестане
21-12-2013, 21:14
Вернуться назад