Информационно аналитический портал «25MK» / Ремесленничество: Ковроткачество

Ремесленничество: Ковроткачество

Фото: Кара-киргизские женщины Ферганской области за работой ковра.
Фото-Материал к фотографии: Барон А. Фелькерзам (Baron A. Foelkersam: Les tapis anciens de l'Asie Centrale) (По материалам ежемесячника для любителей искусства и старины «Старые годы», июнь 1915 г.)

О ковровом производстве киргизов Ферганской области автор настоящей статьи получил в 1902 г. ряд ценных сведений от прекрасного знатока этого края, г. А. Утямышева в Андижане, которыми и пользуется в своем изложении.

Прежде в Фергане выделывались исключительно небольшие ковры размерами от 1,5х3 до 2x4 арш., но с конца прошлого века здесь стали изготовляться и большие ковры в 10x16 арш. и более, по своим размерам превосходящие все прочие ковры Средней Азии. Ковровое производство распространено по всей области и находится исключительно в руках киргизов, преимущественно племен Ичкилик, Хидыр-Ша (Кадыр-Ша) и Тир. Главными центрами являются Андижанский уезд с волостями Курган-Тепинской, Дусаля-Кудукской и Аимской, а также Ошский уезд с волостью Булак-Башинской, где кочуют как раз вышеупомянутые киргизские племена. Ковровое производство здесь растет с каждым годом. Преобладающими цветами местных ковров являются красный и синий; обычно либо по красному фону синий рисунок, либо по синему – красный и черный. Прочие цвета встречаются редко, так как иных прочных красок у киргизов нет; однако изредка попадаются желтый и зеленый. Разные оттенки цветов достигаются одними и теми же красящими веществами, в зависимости от большей или меньшей густоты данного раствора краски. Все рисунки киргизских ковров носят свои особые названия по отдельным элементам узора, преобладающим в данном рисунке. В дальнейшем читатель найдет краткое описание и объяснение старинных киргизских ковровых узоров, здесь же прибавим, что автор статьи имел случай, вскоре после получения данных А. Утямышева, проверить их через хорошо говорящего по-русски киргиза, казака Приданова, хорошо знакомого с народным бытом и ковровым производством. Далее по многим вопросам автором были получены подробные указания от г. Брандорфа, проведшего много лет в Фергане на судебной должности, от С.М. Дудина, который в течение ряда лет путешествовал по Средней Азии с целью собирательства для Русского Музея Александра III; таким образом, сведения автора проверены впечатлениями разных лиц.



Обыкновенно название узору дается по какому-либо часто повторяющемуся в нем орнаментальному мотиву. Утямышев уже указал, что киргизы перед каждым названием узора ставят слово «хучат» или «кучат», но из поверочных сообщений, выяснилось, что это слово является лишь непереводимой присказкой, и не обозначает узор
2-12-2012, 12:38
Вернуться назад