Информационно аналитический портал «25MK» / Киргизия. Культура и Искусство. Музыкальное искусство Советского Киргизстана

Киргизия. Культура и Искусство. Музыкальное искусство Советского Киргизстана

Киргизская мелодия. Фото:1974 год

Информационная справка: Инструментальный фольклор. Народные муз. инструменты киргизов немногочисленны. Наиболее популярный из них — трёхструнный щипковый комуз. По внешнему виду, тембровым качествам и по приёмам игры он близок к казахской домбре. В советское время созданы 4 вида (прима, секунда, альт-комуз, бас-комуз) модернизированного комуза, к-рые прочно вошли в состав оркестра кирг. народных инструментов. Отличительной чертой комуза (немодернизированного) является отсутствие у него ладовых подразделений, что создаёт значительные трудности для исполнителя-комузиста. Менее популярен двухструнный смычковый кыл-кыяк, к-рый также претерпел модернизацию в советское время. 4 вида модернизированного кыл-кыяка используются в оркестре кирг. народных инструментов в качестве ведущих. В народной музыкальной практике применяются деревянные духовые инструменты чоор, сурнай, керней, темир ооз комуз, жыгач ооз комуз и др.; глиняный духовой (чопо-чоор). Эти инструменты, в силу ограниченности своих технич. и художеств. возможностей, не реконструированы н существуют в первоначальном старинном виде. В эпосе «Манас» упоминается кирг. ударный инструмент — добул-бас (тип барабана).

Инструментальный фольклор тесно связан с вокальной музыкой и часто находится в прямой от неё зависимости. В репертуаре музыкантов имеются песенные мелодии, интерпретируемые на народных инструментах. Несут на себо отпечаток вокальной мелодики и чисто инструментальные произведения. Многие пьесы носят соответствующие песенным жанрам названия: «Бешик-ыры», «Бекбекей», «Селкинчек», «Кошок кюу» и др.

Тематизм в кюу, как правило, излагается в соответствии с 7—8-слоговым стихом песенной фразы. Традиционными народно-классич. ин-струментальными пьесами являются «Камбаркан», «Ботой», «Шынгырама», «Толгоо», «Насыйкат», «Бегарстан», «Кербез», «Кайрык», «Кара озгёй», «Такмаза». При жанровой теоретич. дифференциации кюу эти названия определяют внутрижанровую разновидность комузной музыки, т.к. почти каждое из этих названий образует большой круг произведений, объединённых одной общей идейно-тематич. направленностью, музыкальной стилистикой и адекватным строем комуза. Инструментальные пьесы можно классифицировать также по содержательно-характерным и позиционно-исполнительским признакам: айтым кюу — пародийно-шуточного плана с сопровождением песенных речитаций, эпические — созданы на основе народного эпоса, патриотические повествуют о родном отечестве, кюу-посвящения сочинялись в честь какого-либо музыканта, лирические — на любовно-лирические темы, песенные представляли собой инструментальный вариант вокальных народных мелодий, танцевальные являются сопровождением к народному танцу; моюн кюу исполняются в верхних позициях комуза, бел кюу — средних, аяк кюу — в нижних. Произведения такого плана классифицируются как программные. «Программность — душа киргизской народной музыки», — отмечал музыковед В. С. Виноградов. Действительно, в репертуаре народных музыкантов есть миогочастные «контрастно-составные» пьесы, основанные на определенном программном сюжете (как, напр., пьеса для кыл-кыяка «Байге» Дж. Богачинова, записанная А. Затаевичем).



Подлинный расцвет кирг. народной инструментальной музыки связан с творчеством комузистов. Именно в комузной музыке создали свои замечательные кюу такие выдающиеся народные музыканты-классики 18— 20 вв., как Музооке, Белек, К. Белеков, Тилен; А. Бейшекуров, Кудайберген, М. Сейилканов, Майлыбай, Чынгышбай, Т. Сатылганов, М. Куренкеев, К. Орозов, А. Огонбаев, Ы. Туманов, Ш. Шеркулов и др. Такие кюу, как «Мин кыял», «Тогуз кайрык», «Ибарат», «Насыйкат», «Терме камбаркан», «Шынгырама», «Маш ботой», «Чайкама», «Сынган бугу», «Жаш тилек», «Шаттык», «Кубаныч», «Паровоз», «Журок толкуйт» и др. составляют золотой фонд национальной комузной инструментальной музыки. Они зазвучали по-новому в многоголосной обработке и в переложении для оркестра кирг. народных инструментов и симфонич. оркестра. Замечательные исполнительские традиции прославленных комузистов-композиторов Киргизии продолжали современные комузисты Б. Кулболдиев, М. Козубекова, Б. Мадазимов, С. Токтакунова и др. Известны имена исполнителей и на др. инструментах: кылкыякисты — Дж. Богачинов, М. Куренкеев, С.. Бекмуратов, Датка, Мурзаалы; сурнайчи — Т. Бучуков, Каратурап, Д. Куттубаев; темиркомузисты — Б. Осмоналиева, Толгонай, А. Байбатыров, Т. Тыныбеков; чоористы — Белек, М. Куренкеев, А. Каримов и др. Большим достижением кирг. народной инструментальной музыки в советское время явилось создание ансамблей комузистов, кылкыякистов и темиркомузисток. Лучшими образцами стали ансамбль комузистов (рук. Ч. Исабаев), ансамбль темиркомузисток (рук. Т. Тыныбеков) Киргосфилармонии.
7-03-2013, 09:38
Вернуться назад