Информационно аналитический портал «25MK» / История Иссык-Кульского флота

История Иссык-Кульского флота

Судно у причала. Фото: 1930-е год

Историческая справка: Процесс превращения парусника в современный теплоход, оснащенный приборами электроники, автоматики и прочими чудесами техники, благодаря всеобщему прогрессу производственных предприятий и науки в эпоху Советской власти, завершился на Иссык-Куле успешно и в непродолжительное время. Но путь этого превращения имеет несколько этапов.

Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.

"В 1925 году прибыл начальник строительства Николай Владимирович Федотьев. Со мной и другим черноморцем – Тимофеем Ивановичем Черногором были заключены договоры. В Джергалчаке сооружали верфь, и на эллинге были заложены два судна. Старшим мастером был Семен Андреевич Коростелев.

В 1925 году на верфи в Джергалчаке (южный берег озера), были заложены два теплохода – «Прогресс Киргизстана» и «Пионер». Строили их из дерева, тянь-шаньской ели, и в 1926 году Спустили на воду. "

Построенные им суда: «Коммунар», «Юный коммунар», «Красный Восток», «Азов» и «Иссык-Куль» имели такую систему парусов, что могли ходить и при боковом, и при встречном ветре. Были довольно быстроходны, и при попутном ветре могли обгонять первые самодвижущиеся теплоходы. Имели форму галиотов (по искаженному черноморцами и азовцами названию «гульеты». Впоследствии многие путешественники, включая географа и ихтиолога профессора Берга, дали представление об Иссык-Кульской котловине, как о зоне большого будущего. И вот, Центральное правительство СССР поручило Среднеазиатскому госпароходству построить на Иссык-Куле два теплохода.



«Прогресс Киргизстана», как и «Пионер», в хорошую погоду проходил расстояние от Рыбачьего до Пржевальска за 12-13 часов. Если учесть, что на всю котловину в ту пору была лишь одна автомашина, то можно понять, как первые суда облегчили перевозку грузов вдоль берега озера. Мы возили зерно, кожевенное сырье, яблоки, а также буксировали плоты леса и возили пассажиров.

В 1927 году, по годовому отчету, доложенному главным бухгалтером Чухловым В. И. и начальником эксплуатации Юдиным, два теплохода перевезли 72 тысячи тонн грузов, включая перебуксированный лес, и 9 860 пассажиров. Погрузка-выгрузка производилась грузчиками вручную.Такое количество пассажиров, как 9 860 человек, было вполне закономерным явлением потому, что, как было сказано выше, на весь кантон имелась всего одна автомашина, да и то легковая. Значит, все пассажирское движение переместилось на воду."

Описание: Рукопись "История Иссык-Кульского флота" Д. В. Колесников.
23-02-2013, 00:06
Вернуться назад