Информационно аналитический портал «25MK» / Киргизия. Культура и Искусство. Музыкальное искусство Советского Киргизстана

Киргизия. Культура и Искусство. Музыкальное искусство Советского Киргизстана

Музыкальное искусство Советского Киргизстана. Фото:1984 год

Авторы: Л.Шерстенников, В. Жигайлов и другие.

Информационная справка: Музыкальное искусство Советского Киргизстана. Советский строй открыл новую главу в истории кирг. музыкального искусства; утвердились совершенно новые формы и жанры классического профессионального творчества. После революции в Киргизии массовое распространение получили кружки художеств. самодеятельности, любительские и полупрофессиональные театральные коллективы. При клубах, в учебных заведениях, уездных городах, в крупных селах создавались хоры, струнные и духовые оркестры, небольшие инструментальные ансамбли, репертуар к-рых состоял в основном из народных и революционных песен, маршей и популярных оперных мелодий. В 1925 в Пишпеке открылся педагогич. техникум, при к-ром действовали различные кружки художеств, творчества. В числе кружковцев было много талантливой молодёжи, из к-рой вышли видные деятели кирг. искусства — певец и композитор А. Малдыбаев, оперный режиссёр А. Куттубаев, певец и актёр А. Боталиев и др. В 1926 начала работу национальная драматич. музыкальная студия, в к-рую поступили способные кружковцы, юноши и девушки из различных уголков Киргизии. Для работы в студии в качестве педагогов и руководителей прибыли специалисты из др. городов: вокалист Н. Еленин, проводивший большую организаторскую работу, композитор Д. Ковалёв, хоровой дирижёр Д. Мацуцин. В творческом росте студии и становлении новой национальной муз. культуры большую роль с 1928 играл дирижёр п композитор П. Ф. Шубин — создатель Гос. оркестра кирг. народных инструментов им. Карамолдо Орозова. В 1928 в Киргизию по приглашению Наркомпроса приехал музыковед-фольклорист А. Затаевич, к-рый записал, а затем опубликовал 250 кирг. напевов и инструментальных пьес. Начали распространяться первые опыты совместного хорового (одноголосного) пения и ансамблевой (унисонной) игры на народных инструментах. Коллективное исполнение муз. произведений имело важное значение для развития кирг. муз. культуры, так как оно было своеобразным переходным периодом от одноголосного сольного исполнения к хоровому многоголосному пению и значительно ускоряло этот процесс, к-рый отвечал общей тенденции развития искусства Советского Киргизстана, направленной на демократизацию, профессионализацию музыкальной жизни народа. Одной из форм профессионализации муз. творчества было написание, простейших обработок народных мелодий для оформления драматич. пьес, поставленных студийцами. Такие обработки в исполнении хора и небольшого оркестра звучали как музыкальное сопровождение таких пьес, как «Карачач» К. Джантошева, «Джапалак Джапасов» Р. Шукурбекова и др. Часто после спектакля силами музыкальной студии давались концерты.

В 1930 студия была преобразована в Государственный театр, труппу к-рого в основном составляли воспитанники студии и способные участники художеств. самодеятельности. Одновременно во Фрунзе открылся Музыкальный техникум. В театр по официальному приглашению из различных р-нов съезжаются народные таланты — комик и певец Ш. Термечиков, кукловод и темиркомузист А. Байбатыров, акыны О. Болебалаев, К. Акиев, манасчи С. Каралаев и М. Мусулманкулов, комузисты и кыякисты К. Орозов, М. Куренкеев, Ы. Туманов, певцы А. Огонбаев, М. Баетов и др. В 1935 впервые в истории кирг. искусства выдающимся народным музыкантам М. Куренкееву, К. Орозову, М. Мусулманкулову присваивается почётное звание народных артистов республики, А. Боталиеву — звание заслуженного артиста Кирг. ССР. В этом же году группа молодых музыкантов отправляется на учёбу в Московский муз. техникум им. М. М. Ипполитова-Иванова, в их числе были А. Аманбаев, А. Тулеев, М. Абдраев, ставшие впоследствии ведущими композиторами республики.

В 1936 Киргостеатр был преобразован в музыкально-драматический театр; создаётся Киргосфилармония, а при ней — оркестр кирг. народных инструментов, хоровая капелла, ансамбли танца, комузистов и темиркомузистов. Состоялась 1-я Всекиргизская муз. олимпиада, наиболее талантливые участники к-рой стали артистами вновь организованной филармонии. Среди них комузисты Ы. Туманов, Ш. Шеркулов, Дж. Шералиев, М. Омурканова и др. Обратила на себя внимапне молодая колхозная певица Сайра Киизбаева, ныне народная артистка СССР. Начиная с середины 30-х гг. национальное муз. искусство развивается всё более успешно. В этом заслуга и русских музыкантов, прибывших на работу в Киргизию: композиторов В. Власова, В. Фере, И. Копык, режиссёра В. Васильева, дирижёра В. Целиковского, художника Я. Штоффера. балетмейстера С. Холфина, хормейстеров П. Меркулова, А. Воронцова, педагогов-вокалистов Т. Романовой, 3. Красновской и др. В первой половине 30-х гг. А. Малдыбаев пишет новые массовые песни, создаёт новые для Киргизии жанры песен-маршей, песен-гимнов, песен-вальсов («Красные кавалеристы», «Наше сегодня», «Забойщики». «Цветущая жизнь». «В красном платке» и др.), по праву вошедших в сокровищницу национальной песенной классики. Песни Л. Малдыбаева отражали новую действительность, патриотич. мысли и чувства советских людей. Во 2-й половине 30-х гг. на основе народной музыки многие композиторы республики создают произведения различных жанров (музыкальные драмы, оперы, симфонии, увертюры, концерты для фортепиано с оркестром, пьесы для оркестра народных инструментов, романсы, песни, хоры, марши и др.).



День постановки патриотической лирико-эпич. оперы «Айчюрёк» (В. Власов, В. Фере, А. Малдыбаев) 12 апр. 1939 стал днём рождения национальной оперы (либретто Дж. Турусбекова, Дж. Боконбаева и К. Маликова). В «Айчюрёк» хоры, ансамбли, арии, речитативы и танцы доведены до уровня оперных форм, масштабов. Музыка оперы получила подлинное симфонич. развитие. Большая симфонич. увертюра, развёрнутые массовые сцены, партии героев глубоко индивидуализированы, поставлены выразительные женские и мужские танцы с хором. Композиторы не отказались от цитирования народных мелодий, вместе с тем и сами сочинили много оригинальной музыки.

Занимательность сюжета, мастерство обработки фольклорного материала, яркий национальный колорит музыки, красочность гармонии и оркестра — всё это ставит «Айчюрёк» в ряд лучших произведений кирг. оперного искусства. Показом этой оперы 26 мая 1939 в Москве, в филиале Большого театра Союза ССР открылась Декада кирг. искусства. На декаде успех сопутствовал музыкальным драмам «Алтын кыз» и «Аджал ордуна». В концертах декады также приняли участие дунганский вокально-инструментальный ансамбль и Ошский музыкально-драматич. театр. Указом от 7 июня 1939 Президиум Верховного Совета СССР наградил Кирг. гос. музыкально-драматич. театр орденом Ленина, Киргосфилармонию — орденом Трудового Красного Знамени; почётное звание народного артиста СССР присвоено А. Малдыбаеву. В 1940 состоялась премьера первого национального балета «Анар» В. Власова и В. Фере (либретто К. Эшмамбетова). Это лирико-драматич. поэма в танце. Красивая, мелодичная музыка, драматургич. стройность либретто обеспечили балету долгую жизнь. Основой для создания хореографии балета послужили старинные народные игры, обряды, элементы трудовых процессов. Авторы использовали народные мелодии «Черноглазая», «Эркин-Тоо», «Лейлихан». Ряд номеров — «Танец комузчу», «Танец девушек», «Танец джигитов» и др. являются большим творческим достижением композиторов.

В годы Великой Отечественной войны перед музыкантами республики, как и перед всем советским народом, стояла задача всемерного содействия скорейшему разгрому немецких оккупантов. Уже в первые дни войны композиторы создали произведения, исполненные патриотич. пафоса, призывающие народ к беспощадной борьбе с врагом: песни и хоры «Мы победим», «Дай команду» и др. А. Малдыбаева, «Великий марш» А. Тулеева, «Письмо с фронта» Дж. Шералиева, «Песня о Панфилове» А. Огонбаева и др. В 1942 состоялась премьера оперы В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Патриоты», посвященная военной тематике. В 1943 поставлена первая музыкальная комедия «Ким кантти» («Кто как поступил») А. Малдыбаева, А. Тулеева, М. Абдраева и А. Аманбаева. Заметным явлением в музыке военных лет была 4-частная симфония В. Фере «Кыргызстан», в к-рой отражены страницы истории и современной жизни кирг. народа. Почти весь тематич. материал основан на подлинных народных мелодиях («Эсимде», «Созулма», «Ураан», «Манас» и др.). Победе советского народа над фашистской Германией были посвящены песни «Марш киргизских пионеров» А. Малдыбаева, «Победивший народ» Дж. Шералиева, «Слушай, мир» М. Абдраева, «Торжественная песня» А. Аманбаева и др. В годы войны развитию профессионального искусства в Киргизии способствовала деятельность советских композиторов и музыкантов Н. Мясковского, Ю. Шапорина, Я. Зака, Н. Рахлина, А. Свешникова,. В, Захарова, Н. Казьмина, а также Гос. симфонич. оркестра СССР, Гос. русского хора им. М. Е. Пятницкого, Одесского театра и др. коллективов, эвакуированных во Фрунзе.
15-02-2013, 23:56
Вернуться назад