Фото: И.И.Панова С открытки 1928 года. Фото: И.И.Панова С открытки 1928 года. Наш край, где с Древности до раннего Средневековья безостановочно шли караваны Великого Шелкового пути, по иронии истории стал считаться в Новое время “краем почти сплошного бездорожья”. Хотя караваны верблюдов и вереницы верховых лошадей продолжали свои неспешные путешествия по Тянь–Шаню. Однако уже около полутора столетий назад гордое звание “путь сообщения” давали только трактам, по которым могли передвигаться колесные конные экипажи. Тогда же весь мир начала опутывать сеть железных дорог. А спустя несколько десятилетий поверхность планеты Земля начали преобразовывать “самодвижущиеся кареты” с чадящими моторами. ...Мало кто знает, что и первые паровозы, и первые авто появились в Кыргызстане в 1913 — 1914 годах.
В середине XIX века про одного из южных казахстанских ханов рассказывали следующее. Впервые увидев на влажной степной земле след тележных колес, он приказал своим верховым джигитам сделать крюк длиной в добрый десяток верст, лишь бы не пересекать путь “шайтан–арбы”.
По утверждению историков, только в начале XX века колесный транспорт оставил первые следы и во многих кыргызстанских горных районах: “Для передвижения и вьючных перевозок служили лошади и верблюды, быки и ослы”. “Колесный транспорт был почти незнаком населению многих, особенно горных местностей, за исключением кыргызов, обитавших в Приферганье”.
А к 1913 году Пишпекский, Пржевальский и Ошский уезды стали вполне цивилизованными с транспортной точки зрения. По Верненско–Ташкентскому почтовому тракту в Пишпек, Токмак, Нарын и Пржевальск перевозилось ежегодно более миллиона пудов различных грузов и тысячи пассажиров.
Множество грузов и пассажиров перевозили и по трактам Ош — Андижан, Узген — Андижан и Джалал–Абад — Андижан. Через перевалы Торугарт, Бедель и Теректы велась приграничная торговля с Китайским Туркестаном.
Однако великой эпохе гужевого транспорта в истории человечества наступал конец. В 1913 — 1914 годах на кыргызстанскую землю легли первые железнодорожные рельсы стандартной российской широкой колеи.
Текст к фотографии: Александр ТУЗОВ